К этой дате кинообозреватель "Ридуса" актуализировал одно старое не опубликованное интервью...
Надо помнить, что поставленная Фёдором Бондарчуком «9 рота» - игровая картина, а никак не документальная. А снимая игровой фильм, режиссёры зачастую «жертвуют» фактами ради создания полноценного художественного образа. Который подчас оказывается важнее многих самых что ни на есть правдивых деталей.
Так что не следует подсчитывать здесь количество «исторических несоответствий» - ведь история настоящей 9-й роты послужила в данном случае лишь опорной точкой для рассказа не о конкретных солдатах, а обо всех «афганцах» разом...
© Екатерина Чеснокова/РИА Новости
Этому интервью с режиссёром Фёдором Бондарчуком уже восемь лет – как и фильму, вышедшему осенью 2005-го.
- Насколько точно фильм отражает действительные события, в которых участвовала 9-я рота в последние дни войны в Афганистане?
- «9 рота» - это рассказ о реальной 9-й роте 345 воздушно-десантного полка и о реальном бое с арабами. Но это не документальная картина. Я не ставил перед собой задачи стопроцентно правдиво показать бой. Штурм, допустим, начался не в 12.15, и штурмовало не пятьсот, как в фильме, а человек триста наёмников - «чёрных аистов». У меня в картине рота целиком держит оборону, а в действительности оборону держали 32 человека. У меня погибли почти все, у них погибло шесть человек…
Но дело в том, что мне хотелось помимо этого боя показать образ современной войны, показать людей, которые в ней участвуют. Нас консультировали бойцы 9-й роты, и за каждым персонажем фильма стоит реальный человек. Всё, что вы здесь видите, - это правдивые истории. И сцена с пластидом, когда один из бойцов на занятии по взрывному делу слепил из него член, и поход в кишлак за спичками… Когда я показывал картину генералам-афганцам, Героям Советского Союза, всплыло огромное количество просто совпадений. Каждый из них нашёл эпизоды, связанные с его личной жизнью! Один генерал так и сказал: «Вот когда ты меня показываешь…». Капитан-разведчик, которого играет Алексей Серебряков, оказался точной копией этого человека! И это не было задумано, это уже потом стало проявляться... Так что «9 рота» - это собирательный образ Афганской войны и её героев.
- Но гибнут у вас всё-таки в первую очередь молодые ребята…
Да потому что я снимал картину не только о войне. Я снимал картину ещё и о своём юношеском максимализме в те же 19 лет, когда сам служил. Почему в армию берут 18-19-летних? Это идеальный возраст для государственного ими управления. Они все максималисты, они все проверяют свои силы. Способен ты на подвиг или не способен? В эти годы человек может взорвать на себе гранату только из-за того, чтобы не показать, что он трус. Это мы можем себе позволить сказать: «Да, я трус», - и убежать. И дальше жить, потому как тебе с ним детей не крестить. А для них фраза «Ты трус» - это оскорбление. Это максимализм, это страшное время, когда тобою легко управлять…
И ещё в этом возрасте есть совершенно утопическое понимание мужской дружбы, товарищества, братства. Мальчишки живут юношескими иллюзиями, которые потом разрушаются при соприкосновении с бытовыми буднями и той жизнью, что нас окружает. Откуда возникает пост-афганский или пост-чеченский синдром? Когда они выплевываются в нормальную жизнь, то лишаются тех границ, в которых существовали. Да, это границы войны, но зато для них там всё было очень просто, очень светло и правильно. И всё до банальности понятно. А когда они выходят из этого мира, то страшно обламываются, поскольку всего этого лишаются. Нет ни дружбы, ни товарищества, ни братства, ничего, всё растворилось. Я сам так жил - доходило до того, что для меня друзья стояли впереди семьи, это были святые каноны. Но они развеялись и, как ни странно, совершенно недавно.
- Помогла ли вам при работе над фильмом временная дистанция практически в двадцать лет?
- Как ни странно, да, помогла. Я не задумывался специально о том, как передать время, не преследовал цели наполнить кадр болоньевыми куртками и сумками с надписями «БАМ» и «СССР». Но песни-то ведь в Афгане слушали. По радио - выступление Горбачева под Новый год, Алла Пугачёва, Володя Пресняков поёт «А за окном бушует месяц май…», а здесь - укуренные «афганцы» танцуют… Благодаря такому дистанцированию время и проступило. Это дорогого стоит.
- А ещё у вас в кадре - как и в любой американской военной ленте - присутствует флаг государства…
Обязательно! Специально очень много раз - и на этом педалировалось. Обязательно! Но вот гимна нет. Есть «Служу Советскому Союзу». Я отношусь к этому очень серьёзно. Вообще, люди, которые соприкасаются с войной, по-другому смотрят и на гимн, и на флаг. Чего не скажешь о простых гражданах.
Кстати, вот я вам прямо сейчас могу назвать двадцать великих американских картин про вьетнамскую войну. А страна, которая десять лет воевала в Афганистане, из серьёзных фильмов имеет только «Пешаварский вальс» Тимура Бекмамбетова и Геннадия Каюмова, да «Афганский излом» Владимира Бортко - и всё!.. Поэтому мне очень понравился предложенный картине рекламный слоган: «Это история о том, как русские солдаты выиграли афганскую войну». Понятно, что он двусмысленный. Наша история о том, как большая страна войну проиграла, а вот люди, о которых я снимал эту картину, её выиграли. Каждый - свою маленькую внутреннюю войну.
Справка о картине «9 рота»:
Фильм снимался с 25 мая по 12 октября 2004 года в Крыму, Узбекистане и Москве. Выпущен в кинопрокат 29 сентября 2005 года. Бюджет картины составил 9,5 миллионов долларов, самой дорогой сценой стал взрыв самолёта (450 тысяч долларов).
Как было на самом деле.
Реальный бой над дорогой, лежащей в город Хост у Афгано-Пакистанской границы, а против поддерживаемых артиллерией 39 советских солдат выдвинулись более двух сотен моджахедов.
В результате 12-часового боя нападавшие были вынуждены отступить, а среди солдат 9-й роты погибло шесть человек и 28 получили ранения.
Младший сержант Александров и рядовой Мельников было удостоены званий Героев Советского Союза посмертно.