Время (In Time)
США, 2011, реж. Эндрю Никкол, в ролях: Джастин Тимберлейк, Аманда Сейфрид, Киллиан Мэрфи.
Эндрю Никкол – режиссер-экспериментатор. Поле его экспериментов – человеческий мозг в контексте социума. Его инструмент, скальпель, если хотите – смелые допущения «А что, если?..» А что, если всех людей разделить на первый и второй сорт по генетическому признаку? (неземная, стерильная «Гаттака»). А что, если жизнь самого обычного человека – это риалити-шоу, которое смотрят миллионы, а он об этом даже не подозревает? (глубокое, почти философское «Шоу Трумана»). А что, если совершенство компьютерных технологий дойдет до того, что 3D-конструкты станут популярнее живых актеров? (да что уж там говорить – попросту гениальная «Симона»). И, наконец – а что, если представить общество, в котором поговорка «время – деньги» возведена в буквальный принцип? Отработал – получи за смену несколько часов. Хочешь выпить чашку кофе – заплати три минуты. Потратил все время – упал и умер. Умудрился раздобыть где-нибудь (заработать, украсть, выиграть) лет триста – живи столетиями и радуйся.
Эти нехитрые принципы очередной антиутопии Никкол раскрывает на первых же минутах картины, и увлечь ими зрителя получается на отличненько. Не давая опомниться, режиссер тут же накручивает интригу: появляется герой, – смелый, решительный, уверенный в себе, – и уж он-то, будьте уверены, сейчас задаст жару плохим парням. Первые полчаса пролетают как одна минута: герой уверенно скачет вверх-вниз по кривым драматических перипетий от несчастья к счастью, ну а мы, как полагается, ему сопереживаем.
Вот только к середине, увы, выясняется, что четкого плана у молодца нет, и вместо того, чтобы действовать обдуманно, он болтается, извините, как говно в проруби. Опытный сценарист Эндрю Никкол, слов нет, но – недожал. Как равно и с концепцией фильма в целом. Не продумал досконально весь свой вымышленный мир, особенно его социальную составляющую. У одних много времени, они богатые, а у других мало – они бедные. Те живут вечно, а эти умирают на тротуарах. Но это же голый скелет – а вот детали (в которых, как известно, кроется дьявол) попросту проваливаются куда-то за кадр. Результат – мы не верим. Верим, вернее, но не до конца. В какой-то момент главные герои вообще сползают в «Бонни и Клайд» - смотреть занятно, но общая канва на этом месте окончательно распадается.
Из приятного – визуальная стилистика и операторская работа. Смотрим и наслаждаемся. Знатоки оценят отсылки и к Арт Деко тридцатых, и к американским автомобилям семидесятых. Все это смешано в нужных пропорциях и подано в бокалах правильной формы и цвета: желто-оранжевые «грязные» кадры в гетто и холодные синие тона в «геометрическом» городе нуворишей.
От актерской игры впечатление двойственное. На удивление неплох Джастин, простигоспади, Тимберлейк, кто бы мог подумать несколько лет назад, когда он в бой-бэнде задницей вертел. Впрочем, Марк Уолберг тоже в юности таким безобразиями занимался, а вырос, вона, в очень даже неплохого актера. Что же до Джастина – то ему неплохо удаются прямые взгляды исподлобья в стиле «Клал я на вас с пробором», а также экшен-сцены. Молодец парень, на глазах растет. Глазастую девицу Аманду Сейфрид загримировали под куклу (привет, «Гаттака» и «Симона»), и с этой ролью (куклы) она вполне справилась. Подгадил, конечно, Киллиан Мэрфи – это про таких, как он, герой «Последнего бойскаута» сказал: «Ребята, вы похожи на мой член». Мэрфи – противный мужик и актер никакой, но раз уж никого лучше не нашлось – что ж поделать.
То, что картина сделана мастером, все-таки чувствуется. Но то ли мастер был не в духе, то ли ему вообще в последнее время не прет (зачем-то связался с «Оружейным бароном») – в общем, досада за Никкола гложет киноманскую душу. Давай, старина, бери снова свой скальпель, и покажи нам еще парочку своих фирменных «А что, если?..» Мы в тебя верим, ты можешь.