Кино

"Белый тигр" Шахназарова сразится в прокате с "Мстителями"

9 596

Карен Шахназаров на съемке фильма «Белый тигр». © Алексей Филиппов/РИА Новости

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная выходу в прокат нового фильма Карена Шахназарова «Белый тигр». Картина рассказывает о поиске фашистского танка-призрака, который во время Великой Отечественной войны олицетворял торжество немецкого духа – и потому его необходимо было уничтожить.

Десять лет назад у Шахназарова уже был подобный «военный» опыт - на картине «Звезда» Николая Лебедева он работал в качестве продюсера. Но как режиссер Карен Шахназаров, снявший 15 фильмов, к теме войны обращается впервые. И признается, что «Белый тигр» потребовал от него всех знаний, которые были приобретены им в кино за прошедшие три с лишним десятилетия.

«Я вообще давно хотел снять военную картину, - говорит Шахназаров, - но как-то не находил в себе физических и моральных сил, потому что это тяжелая работа. Но в какой-то момент решил: надо это уже сделать, сейчас. Для меня это был интересный материал - история придумана очень живо и кинематографично. И я решил, что с такой историей можно попробовать снять военную картину». Естественно, работая над фильмом, режиссер отдавал дань уважения как своему отцу, фронтовику, прошедшему всю войну, так и всем его товарищам, выжившим и павшим.

Съемочная площадка фильма «Белый тигр» в павильоне «Мосфильма». © Антон Белицкий/Ridus.ru

Отвечая на вопрос, существовали ли легенды о «Белом тигре» на самом деле, Шахназаров улыбается: это, конечно, вымысел. «Другой вопрос, что я, готовясь к картине, очень много прочитал и должен сказать, что в самой войне присутствует этот мистический момент. Солдат идет в атаку, вокруг все убиты, а он жив – для него это уже мистика. И я думаю, что такой подход к войне – возможен». Мистика присутствовала и в жизни самого режиссера: «Были моменты, которые заставили меня поверить в какие-то вещи, которые присутствуют в нашей жизни». Но дальше он замолкает, отмечая, что это слишком личная тема.

«Нам было важно, чтобы танк превратился не просто в груду железа, а в некое существо, чтобы зритель почувствовал, что это нечто большее, чем просто машина», - продолжает режиссер, добавляя, что раз представленной в фильме модификации не существовало в реальности, это позволило создателям ленты при необходимости отходить от абсолютной исторической достоверности.

Поскольку сюжет картины построен на танковом противостоянии, на съемках использовалась настоящая военная техника. Все машины – мосфильмовские, бережно сохраненные работниками киностудии. Шахназаров, сам служивший некогда в бронетанковой дивизии, поражен тем, что все они очень хорошо работают: «Машинам по 70 лет, все танки участвовали в 44-45-м году в боевых действиях. Но у меня не было случая, чтобы танк не завелся на съемках! Я просто в восхищении от той техники, которую у нас делали!». Даже стреляли танки по-настоящему - только холостыми. «И холостой выстрел из танка - не самое безопасное дело, - говорит режиссер. - У нас, на «Мосфильме», есть запас снарядов, которые мы вовсю использовали».  

Карен Шахназаров на съемке фильма «Белый тигр» в павильоне «Мосфильма». © Антон Белицкий/Ridus.ru

«Танковый бой снять очень сложно, - продолжает он. - Танки ведь сражались на больших расстояниях: километр, полтора километра. Но это совсем неинтересно для экрана. И надо было найти какую-то форму, чтобы и сохранить достоверность происходящего, и найти определенный внутренний драматизм». Боевые сцены снимали одновременно 7-8 камер, было очень много технических приспособлений, плюс в нужных местах подключалась пиротехника, обеспечивающая взрывы. Но на вопрос, насколько сильно был загружен при этом цех компьютерных спецэффектов, Шахназаров не отвечает – видимо, позволяя предположить, что всё в картине действительно снималось «по-настоящему».

«Белый тигр» выходит в прокат через неделю, накануне Дня Победы. И тут нельзя не вспомнить, что чуть ранее на экранах страны появится другой отечественный фильм, посвященный событиям Великой Отечественной войны – «Матч» Андрея  Малюкова. И пусть в нем нет боевых действий, – герои этой картины одерживают моральную победу над немцами на футбольном поле, - он тоже про Победу. Однако перед этими двумя важными для нас, для нашей страны картинами стоит теперь серьезнейшая проблема. Да, молодцы - победили фашистов. Но теперь им предстоит другая битва – встретиться в прокате с «Мстителями». И тут, честно признаем, победа вряд ли будет за нами.

Карен Шахназаров на съемке фильма «Белый тигр» в павильоне «Мосфильма». © Антон Белицкий/Ridus.ru