Экономика

«Ъ»: бюджет РФ потеряет более 12 миллиардов рублей из-за нелегальных сладостей

0 1623

Потери бюджета Российской Федерации от нелегального оборота кондитерской и шоколадной продукции в 2025 году могут превысить 12 миллиардов рублей ежегодно. Такой вывод содержится в исследовании Центра экономической экспертизы Высшей школы экономики (ЦЭЭ ВШЭ), как сообщает издание «Коммерсантъ». При проведении расчётов была использована статистика последних лет. Авторы исследования отмечают, что в 2023 году объём контрафактных продаж в натуральном выражении составил около 1,49 миллиарда упаковок. Оценка основывается на разнице между объёмами потребления, производства и легального импорта, достигшей 10,4 процента.

Заместитель директора ЦЭЭ ВШЭ Артем Концерев разъяснил, что данную продукцию следует классифицировать как нелегальную из-за её отсутствия в налоговых декларациях. Прогнозируется, что в этом году недопоступления бюджета составят:

  • 7,39 миллиарда рублей в виде налога на прибыль
  • 3,55 миллиарда рублей — за счёт невыплаченного НДС
  • таможенные пошлины в размере 956 миллионов рублей
  • налог на прибыль в сфере оптово-розничной торговли — 174 миллиона рублей

Эксперты полагают, что перекрытие каналов сбыта нелегальной продукции не только увеличит доходы бюджета, но и увеличит прибыль легальных производителей на 22,18 миллиарда рублей и продавцов — на 523 миллиона рублей. Это приведёт к тому, что потребители будут тратить на сладости на 25 миллиардов рублей больше, чем в предыдущем году.

Источники издания указывают, что нелегальная продукция, как правило, не отличается по качеству, поскольку часто изготавливается из высококачественного сырья. В зону нелегальности она попадает вследствие налоговых манипуляций. Такие схемы нередко применяют небольшие и средние компании, стремящиеся сократить расходы на фоне повышения налогов и цен на сырьё.

Однако Артем Кирьянов, глава экспертного совета по обелению экономики при комитете по экономической политике Госдумы, считает ситуацию в кондитерской отрасли возможной угрозой для качества продукции, основной потребитель которой — дети.

В марте издание, ссылаясь на свои источники, сообщало о планах российских производителей сладостей повысить отпускные цены на 5–15 процентов и уменьшить объём упаковок из-за повышения себестоимости продукции.