Экономика

Гид по инвестициям в вино: «Надежнее золота»

10 463

Глубокие традиции

Бесспорным фактом среди ценителей настоящего вина является то, что лучшие вина в мире рождаются, конечно же, во французской провинции Бордо. Вот уже две тысячи лет на этой благодатной земле процветают традиции виноградарства и виноделия.

Бордо, бесспорно, является признанной мировой винной столицей, где каждый год рождается около 500 миллионов бутылок этого прекрасного напитка. Даже небольшой участок с виноградником — это настоящий семейный капитал, который стоит миллионы и миллионы евро. И так тысячи лет. Замки (шато), всегда представляли собой стабильные активы и во времена, когда хозяином всей земли французской был король, он дарил такие замки своим преданным соратникам, что давало возможность приближенным короля расти в статусе и получать материальное благосостояние.

Несмотря на то, что общие методы выращивания винограда и производства вина известны всему миру, каждый винодел имеет свои секреты и применяет свои уникальные методы. примеру, такие имена как «Шато Марго», «Шато Латур», или «Шато Лафит» и другие — это известные во всем мире бренды.

Оправа «бриллианта»

Эстетика, вкус и все такое – это конечно красивые слова, но конечным смыслом всего процесса, естественно, является получение прибыли. И если сравнить вино, скажем, с драгоценным камнем, то бордосские вина – это, конечно же – бриллианты.

Цена на вино формируется из множества факторов. Но решающим, конечно, фактором становится имя… Имя его производителя. И хотя один из известных дегустаторов, как-то сказал, что хорошее вино «не может стоить меньше 50 евро», это вовсе не значит, что за 25 евро мы покупаем плохое. Ведь тонкость и изыск в вине обнаружит лишь тот, у кого есть фантазия вкуса. Поэтому, не искушенный потребитель и в легендарном «Шато Петрюс» урожая 1995 года за 4200 евро, изыска может не обнаружить. Оценка вина – это в первую очередь вопрос культуры и воспитания вкуса. Поэтому, большинству людей в этом смысле, лучше пить чай.

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

Объект инвестиций

Важнейшей целью для производителя, является установление приемлемой цены. И здесь важно угадать с моментом. Виноделы представляют свою продукцию тогда, когда, по их мнению, продукт уже созрел для представления, как говорится, «на суд общественности». До того момента цена на вино — абсолютная тайна за «семью печатями». На протяжении истории европейского виноделия в этой сфере сформировалась своя система работы рынка.

С начала двухтысячных годов основными потребителями на рынке стали китайцы, индусы, японцы и малазийцы. Так бутылка хорошего вина становится объектом инвестиций. То есть, помимо того, что хорошее вино можно с удовольствием выпить, его еще можно выгодно продать.

Для того чтобы убедиться в этом, мы наведались в один из успешно работающих в Москве винных погребов, где еще, как не на Рублевском шоссе, который так и называется LA GRANDE CAVE, что в переводе с французского примерно означает «большой винный погреб».

Генеральный директор погреба Евгений Тростенцов любезно рассказал нам о перспективах «винного бизнеса». Как мало было нужно, чтобы понять, насколько это выгодно.

Он просто показал нам бутылку вина, которую купил 6 лет назад.

«Вот эта бутылка стоит сто восемнадцать тысяч рублей — это Шато Мутон Ротшильд 2000 года. Купили мы ее шесть лет назад за 240 евро…», — просто сказал Евгений Григорьевич. За шесть лет цена бутылки возросла примерно в десять раз!

— Чтобы понимать инвестировать или нет, продолжает бизнесмен, просто подумайте. Вот в какой-то из годов, условно говоря, урожай такого-то вина из Бордо выдался 600 тысяч бутылок. Через год их осталось уже 300 тысяч. Они уже дороже. Не говоря о том, что с каждым годом это вино приобретает все новые вкусовые оттенки. Цветет, растет, развивается.

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

— А наши вина так могут? Ну или другие вина???

— Наши столько не живут. Да и другие вина, испанские, аргентинские и так далее, они живут лет шесть-семь… Так что представьте, вот проходит 10 лет, а того урожая в 600 тысяч бутылок, о котором мы говорили, уже вовсе нет на рынке. А ведь он только начал цвести. Только созрел, а его уже нет в продаже. И цена этого вина естественно увеличивается.

Гендиректор показывает нам еще одну представительницу своей богатой коллекции — бутылку Шато Лафит 2006 года. По его словам, тогда она стоила 490 евро, а теперь ее цена перевалила за 3 тысячи европейских рублей. Но при этом, объясняя особенности рынка вина, коллекционер сказал, что цену на такой товар, которого уже нет на рынке, можно устанавливать какую хочешь.

- А у вас она сколько стоит? Эта бутылочка...

— Нет. Они уже не продаются. То есть можно сказать и пять и сколько угодно, но их уже нет. Это уже коллекционные экспонаты.

Но стоит учитывать еще и тот факт, что хранить такой эксклюзивный продукт нужно строго по правилам. Это очень «хрупкий» товар. Тепло, свет и вибрация — это «убийцы» вина. Поэтому тем, кто хотел бы заниматься таким бизнесом, нужно оборудовать прохладное, сухое подвальное помещение для хранения с температурой не более 13 градусов. Если есть такое помещение, то можно купить бутылочку эксклюзивного вина, скажем, на день рождения дочери. К ее восемнадцатилетию эта бутылочка уже будет вполне себе весомым дополнением к приданному. Вполне себе инвестиция.

Прогуливаясь между рядами самых разных бутылок бросились в глаза расположенные в ряд бутылки Шато Вье Сертан, знаменитого винодельческого поместья, ведущего родословную еще с 16-го века — 1997 год — 9 300 рублей, 1996 год — уже 15 600 рублей, 1995 год — 17 000 рублей. То есть, чем старше — тем дороже.

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

Надежней золота

Золото, как участник международного рынка достаточно надежный актив. Крупные участники торгов пользуются этим механизмом в качестве среднесрочного и долгосрочного актива. Но и с ним нужно уметь следить за ситуацией. Если взять рост стоимости тройской унции с начала 2000-х, то сегодня ее цена в десять раз больше чем 13 лет назад — 1200 — 1300 долларов. Но внутри этого временного промежутка были скачки, когда стоимость доходила и до 1700 долларов. То есть наблюдаются довольно ощутимые скачки индексов.

С эксклюзивным вином в виде инвестиций все проще.

За январь 2013 года индекс Liv-ex's Fine Wine 100, отслеживающий продажи 100 топовых хозяйств мира, демонстрирует постоянный рост. В среднем более чем на 3%, и с 11-го года по настоящее время, все так же растет темпами в районе 3% на данные за прошлый месяц. Хотя, естественно, что и здесь присутствует спекулятивная составляющая, как и на рынке акций, того же золота, нефти ну и валюты. Но бесспорно, что вино — более надежный и долгосрочный актив.

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

Агентство «Личный капитал», предоставляющее независимые финансовые консультации, так же считает эксклюзивное вино — крепким и надежным «инвестиционным портфелем». По всему миру, говорят, около 30% населения вкладывают в вино, но в основном на западном рынке.

И это при наличии в России как минимум двух регионов, где довольно «не слабые» традиции виноградарства. Это цветущий Краснодарский край и отстающий самый южный регион страны — республика Дагестан. По словам старшего научного сотрудника НИИ занимающегося производством элитных сортов винограда в Дагестане Рукият Джамалудинова говорит, что у них есть опыт работы с лучшими сортами винограда. Но последние, постсоветские годы это совсем никому не нужно, а советская модель виноградарства была рассчитана в основном на столовые сорта вин. То есть «на количество», а не «на качество». Об этом и о перспективах российской винной индустрии в последующих материалах Ридуса.

Галерея фотографий:

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru

© Абдулла Алисултанов /Ridus.ru