В четверг, 21 ноября, в стенах РУДН прошло Российское литературное собрание. В нём приняли участие писатели, школьные учителя, редакторы журналов, литературоведы и даже сам президент. Де-юре съезд возглавляли родственники Солженицына, Пушкина, Толстого, Шолохова и других именитых литераторов. "Это выглядит карикатурно, - рассказал "Ридусу" Александр Проханов. - Какое отношение имеют потомки писателей к современному литературному процессу? Я отношусь к этому собранию критически". Бытует и другое мнение, что руку к съезду приложило государство. Некоторые блогеры уже порассуждали о повторении 34-го года. В качестве аргумента приводился факт того, что собрание открыл президент страны Владимир Путин...
По разным причинам от участия в съезде отказались Быков и Лимонов, Толстая и Сорокин. Мотивы для «ухода в отказ» оказались разными. Тот же Дмитрий Быков, например, уточнил, что он не отказался от встречи, а просто не смог её посетить - лекция в Санкт-Петербурге была запланирована ещё четыре месяца назад. Другие, такие как Акунин, поспешили с пафосом откреститься от самой возможности нахождения в одном зале с президентом. «Изображать кордебалет вокруг авторитарного правителя» и «находиться рядом с президентом, пока в России есть политические заключённые», судя по записям в "Фейсбуке", в планы писателя не входит. Впрочем, есть мнение, что таким несгибаемым подходом автор пытается разрекламировать свое последнее произведение, не слишком хорошо продающееся.
Впрочем, тех, кто посетил собрание, было явно больше, чем тех, что решили отсидеться. Собралось около тысячи человек. «Кто захотел, пришёл: библиотекари, учителя, редакторы толстых журналов, авторы, - рассказал в комментарии «Ридусу» писатель Сергей Шаргунов. – Мы обсудили многие важные проблемы: сокращение школьных уроков по литературе и русскому языку, ассортимент книжных магазинов, отсутствие толстых журналов в маленьких библиотеках. Я задал вопрос президенту о судьбе людей, пострадавших от «Болотного дела»: Развозжаева, юного политолога из МГУ Белоусова. Никогда не лишне говорить о них, это поможет сдвинуть дело с мёртвой точки». "Про человека, который кидался в полицию какими-то тяжелыми предметами, и в то же время является литератором, про него можно сказать - музам служит, а с головой не дружит", - ответил на вопросы Шаргунова президент и пообещал помиловать тех, кто это заслуживает. Кроме того, Владимир Путин объявил, что предложит сделать 2015 год Годом литературы, в наступающем, 2014, учредить премию для авторов юношеской и детской литературы и придать официальный статус Программе поддержки чтения.
С точки зрения литературоведа Игоря Волгина, главное в сегодняшнем собрании - это то, что в одном месте собрались самые разные писатели, стоящие по разные стороны баррикад, и поговорили об общих проблемах. «Разговор состоялся на самом высоком уровне, - рассказал «Ридусу» Волгин. – Об условиях существования литературы, о её месте в современном мире. Кроме того, обсудили и практические, так сказать корпоративные вопросы относительно социальной защиты литераторов. Путин в курсе всех проблем. Когда мы говорили о возвращении сочинения в школьную программу, он делал пометки. Не может не радовать, что власть акцентирует внимание на наших проблемах, но что будет дальше?»
По словам Волгина, власть услышала озвученную потребность литераторов о создании некоего профсоюза. Теперь дело за самими авторами. «Власть ждёт от нас каких-то шагов, чтоб создать такую структуру. Путин отметил, что инициатива – писательская, а их дело – техническое», - уточнил литературовед.
В телефонных комментариях некоторые наши респонденты были совсем лаконичными. Например, поэт Всеволод Емелин заявил: «Главное – чтоб была поддержка, желательно материальная!»... Деньги и другие материальные блага - вопрос волнующий многих авторов. "От таких собраний может быть одна реальная поддержка - материальная", - отметила первый заместитель главреда журнала "Знамя" Наталья Иванова. Удивительным образом, с одной стороны, инженеры человеческих душ требуют свободы творчества без ограничений, а с другой - господдержки. Ещё до "съезда" в писательтской среде обсуждалась идея объединения многих конфликтующих союзов и литфондов в единую структуру, которая могла бы распределять гранты "самым-самым". Государственные, разумеется. Каким образом удастся реализовать создание нового литературного объединения, никто пока сказать не может, нет единого мнения. Появятся ли какие-нибудь иные формы господдержки писателей, судить тоже ещё рано. Если же судить о госзаказе на примере фильмов Михалкова, то хочется надеяться, что к литературе чиновники отнесутся внимательнее, чем к «важнейшему из искусств».