Культура

"Кампанила Святого Марка" и другие знаки революции

4 425

Спектакль «Кампанила Святого Марка». © Ольга Рожкова

Горный пейзаж, как на дешевых фотообоях, два героя – мужчина и женщина, словно школьники, одетые в черно-белой гамме, - железное корыто и нелепые пластмассовые пупсы – бесполые игрушки с выжжено-белесыми волосами из советского прошлого. Пародийно замедленными движениями, улыбаясь кому-то впереди, как актеры в рекламе какого-нибудь моющего средства, пара купает своих немигающих чад, радостно плещется брызгами – приторно, что хоть отворачивайся, - чтобы затем, в течение полутора часов вместе с пейзажем на заднике разрывать и топтать эту картонную идиллию семейной жизни, которой не позволили стать настоящей. «Плодитесь и размножайтесь», - сказали им сверху, но вопреки библейскому сюжету Адам и Ева неожиданно усомнились: «Неужели это все, что нам завещано?»

Спектакль «Кампанила Святого Марка». © Ольга Рожкова

Революционная любовь («С тех пор как ты стал социалистом, я забываю, что ты социалист, и люблю тебя!»), вытесненная революционной борьбой («Пожертвовать нашим маленьким миром ради большого!») - сначала яркие и окрыляющие, потом выматывающие и, как становится ясно, обреченные – не романтическая фантазия на основе хроники столичных митингов и маршей последней поры, а основа спектакля «Кампанила Святого Марка», созданного выпускниками мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе Никитой Кобелевым, Екатериной Смирновой и Егором Сачковым по документальной повести популярного современного писателя Михаила Шишкина. 17 лет отношений швейцарского социалиста Фрица Брупбахера и русской революционерки Лидии Кочетковой и шесть тысяч писем и открыток в амстердамском архиве, оставшиеся от их эпистолярного романа с 1897 по 1914 годы, уместили на камерной сцене московского театрально-культурного центра Всеволода Мейерхольда. Переломная эпоха, начавшаяся для обоих героев с обрушения колокольной башни собора Святого Марка во время их путешествия по Венеции, одного из них вернула потерянным в Цюрих, а другую забросила в тифозный ссыльный ад разочарования в прежних социалистических идеалах.

Спектакль «Кампанила Святого Марка». © Ольга Рожкова

«Жизнь – нечто более сильное и великое, чем любовь к отдельному человеку», - убеждают нас. Надо отказаться от своего тихого, уютного, мещанского. Надо идти в народ, строить новую Россию. А он не может заснуть в своей Швейцарии, представляя, как обнимает ее. А в ее доме в глухой деревне во Владимирской области зеркало разбила влетевшая в окно курица, мужики ищут правду на кулаках, лечатся паленой водкой и не доверяют докторше, которая училась по Европам, и прежние синие крылья ее все сильнее ломаются под тяжестью снега. «Сама жизнь в России их развращает! Мы же это изучали!» - возникает спасительный ответ и вновь вдохновленная теорией, чьи прекрасные формулы счастья перечеркивают разрушающую практику, героиня решает стать профессиональной революционеркой.

Спектакль «Кампанила Святого Марка». © Ольга Рожкова

Их переписка продлится до Первой мировой войны. Революция окажется не тем, что написано в книжках, а любовь, как в сказках, не примирит героев из разных королевств. Растоптанные, в конце они снова усядутся рядом, качая на коленях своих пластмассовых пупсов, словно восстанавливая в памяти свою старую черно-белую фотографию из той жизни, которой не было.

Спектакль «Кампанила Святого Марка». © Ольга Рожкова