Идея направить в воюющий с немецкими фашистами Советский Союз группу летчиков и авиатехников для участия в боевых действиях принадлежала французскому национальному освободительному комитету "Сражающаяся Франция" - выброшенные немцами со своей родины, французские офицеры реально рвались в бой и искали оружие и возможности у всех союзников. Это был, конечно, не "второй фронт", но в Москве не отказались и от такой поддержки.
"Нормандией" назвались они сами – 14 пилотов и 58 авиамехаников из Франции, оказавшиеся в прохладном ноябрьском Иваново: может, в честь наиболее пострадавшей от немцев провинции, может – как призыв англосаксонским союзникам высадиться, наконец, в этой Нормандии.
Боевое крещение в русском небе французы приняли 5 апреля 43-го года и, думается, немало поразили немецких летчиков красными щитами с двумя золотистыми львами на бортах ЯК-1 (позже они летали и на ЯК-2, и на ЯК-3). В день начала Курской битвы это был уже авиаполк: эскадрильи "Руан", "Шербур", "Гавр" рубились с немцами в небе над великой танковой битвой.
Слово "Неман" появилось в названии авиаподразделения по приказу – "приказом Главнокомандующего за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман". В приказе Сталина полк почетно, но неблагозвучно наименован "Неманским", однако "Неманский полк "Нормандия" - это как-то криво, и потому полк стали называть "Нормандия–Неман".
"Википедия" сообщает нам, что за время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны французские летчики совершили 5 240 боевых вылетов (273 подтвержденные победы) – почти столько же, сколько в последующем 49-м году – в войне во Вьетнаме, где продолжился славный боевой путь полка "Нормандия–Неман", первыми орденами которого были советские.
"Вторая жизнь" авиаполка началась после Прусской операции советских войск в 45-м, когда французы с удовольствием пролетели на ЯК-3 над разгромленной Германией ("Претензий к развалинам рейхстага не имею!" - к/ф "В бой идут одни старики") – и сели в Ле Бурже, который не был тогда пассажирским аэропортом. Небо над Парижем охраняли более тридцати ЯК-3! На нескольких этих аппаратах тренировались будущие летчики Франции в авиаучилище в Туре, несколько – были связными самолетами в Марокко.
Позже полк "Нормандия–Неман" неоднократно переформировывался ("входил в состав", "выходил из состава"), перевооружался (после ЯК летали уже на Аэрокобрах, Москито, Тендерболтах, Мистралях и Миражах, наконец) – но знамя сохранял, "иконостас" боевых орденов пополнял...
"Нормандия" воевала – и будет воевать! – там, куда ее пошлет Родина-Франция, на то военные и существуют. Однако какой-то неприятный "осадочек" таки остается от того, что наряду с чужими нам руандами, чадами, мали и прочими кот-д-ивуарами "Нормандия–Неман" "миротворничала" еще и над Югославией. Вот кто угодно бы, но только не они – не "Нормандия". Которая уже, пожалуй, не совсем "Неман".