Где еще провести эту ночь, как не в музее. Новосибирский крематорий - место известное мировой культурной общественности, и 14 мая здесь открылся Музей мировой погребальной культуры, единственный в России музей такого рода.
Свои саркастические отзывы об этом месте беру обратно. Мне понравилось! Теперь подробнее.
В нашей культуре не принято говорить и даже думать о смерти. Но у Сергея Якушина, основателя музея, члена союза художников и журналистов РФ, другое мнение. Экспозиция музея собиралась более 20 лет, с того момента, как Сергей Якушин, бывший тогда директором выставочного комплекса "Сибирская ярмарка" решил провести выставку "Сибирский некрокополь". Уже много лет назад Сергею Якушину поставили диагноз - 4 стадия рака, и все прогнозы были более чем мрачные. Именно тогда он начал ходить по кладбищам. Наши кладбища очень далеки от совершенства, так что пришлось эти прогнозы отложить в долгий ящик и заниматься культурой похорон самому. Сегодня видела его по телевизору, кстати, и он сказал, что возраст мудрости 84 года, так что долг каждого дожить до своей мудрости.
И сейчас в музее больше 30 тысяч различных экспонатов. А собирательство, по словам основателя, переросло в коллекционирование, и сейчас это очень редкая антикварная коллекция.
Вчера, в честь ночи музеев, с площади Ленина ходила чорная маршрутка. Здание крематория и музея видны издалека, и прилегающий парк тоже. Трудно даже сказать, что производит большее впечатление - парк или музей. Но сначала пройдем по парку. Вечером дул холодный ветер, и вначале было очень пасмурно и мрачноовато.
Место это не религиозное, а сакральное, как подчеркивает Сергей Якушин. Что я вижу - тут всему нашлось место. И череп на кургане, и будда, и крест. То есть, перед смертью все равны, вне зависимости от конфессий.
Парк очень ухоженный и производит весьма сюрреалистическое впечатление, особенно на закате дня.
Игровая площадка для детей. Думаю, вполне уместно.
Ребяты позвонили в колокол и ясный звук долго разносился по окрестным степям и дачам.
Так понимаю, это беличья вольера, белок нет. Но верблюд Фараон, постоянный обитатель парка, призванный "умиротворять скорбящих" жив и здоров, просто я забыла на него посмотреть.
Фамильный склеп семьи Якушиных
По территории крематория можно прокатиться на облучке катафалка)
Перед музеем выставка средств транспортировки. От санок
до мерседесов
И соответственно, такой вот камень
Да, экспозиция очень обширная, настолько, что экспонаты теряются на общем фоне. Откуда экспонаты - это и пожертвования родственников умерших, и подарки из музеев других стран. Но в основном, как я понимаю, это покупки на разных аукционах. В целом экспозиция стоит то ли 36, то ли 136 миллионов рублей, слышала по радио, и не очень верно запомнила. Верю и в ту, и в другую цифру. Слишком много здесь редких вещей.
Языческое захоронение
Мусульманское захоронение.
Шариат запрещает хоронить покойного в одежде. Его трижды оборачивают саваном. Трижды - это если человек был состоятельный. Мусульман не принято хоронить в гробу, погребальные носилки (тобут) брали в мечети.
Обязательной частью похорон является молитва (джаназа).
Православный обряд очень обширный. Из деталей - под голову успошего кладут подушечку, наполненную освященными вербами.Покойного обмывают и одевают в новые, белые одежы. Белый цвет - цвет, объединящий все цвета радуги, символ жизни и символ смерти, символ истинного света.
Буддистские культы очень разные.
И отношение к смерти в буддизме, наверное, самое спокойное из всех культур. Так происходит и до сих пор - в Таиланде похороны проходят довольно весело и родственники не горюют и не изображают горе.
По правилам, тело должно быть предано одной из пяти стихий - огню, воде, дереву, воздуху или земле. На деле часто тело оставляют где-нибудь на открытом пространстве, где его пожирают птицы или волки. Этому есть объяснение. Например, в горном Тибете дефицит топлива, воды, и могилу в скалах не выроешь.
Рядом со многими экспонатами стоят объясняющие таблички, но здесь не было. Очевидно, какая-то старинная книга.
Новые формы визуализации - инсценировка различных церемоний погребения
КОЛЛЕКЦИЯ ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК меня просто поразила!
Посмотрите - лицевая сторона. Женщина плачет над трупом. На обратной стороне текст послания.
Поздравляем новобрачных! Ни хрена себе картинка - счастья молодым))
На обратной стороне этой почтовой открытки такой вот жизнерадостный текст)) Остается порадоваться за сильных духом жителей Томска))
Швея погребального костюма. Машинка для гофрировки, утюг и прочее - все подлинные вещи. Утюг очень тяжелый((
В субботу музей порадовал и живым концертом. Очень было приятно послушать классическую музыку во время экскурсии.
Одна из частей экспозиции "Свадьба-похороны".
Мемориальные украшения. Люди всегда украшали себя и в честь траура, и в знак памяти. Традиционный камень - гагат или черный янтарь. А в середине 19 века был изобретен эбонит.
Также, в 1842 году в Париже в качестве материала для траурных ожерелий стали использовать гуттаперчу, то есть резину. Наверное, у многих есть подобный шнурок))
Девушки примерили черные шляпки)
Вообще, этот музей во многом музей быта. И в этом он далеко опережает, краеведческий музей, к примеру
Еще о славянских обычаях. После смерти в семье покойного вышивали рушник. Позже на этом рушнике гроб опускали в могилу.
В любое время года покойного везли на кладбище на санках. И так как с кладбища ничего забирать было нельзя, то часто эти санки там оставались в качестве надгробия.
Владимир Мономах начал свой трактат со слов "Вещаю вам с санок". Это означало, что он чувствует приближающуюся смерть.
На кладбище рушник или оставляли, или разрезали на платочки и раздавали всем присутствующим.
Моментом в море - помни о смерти.
Ну и вот вышло солнце уже в половине девятого вечера. На закате парк смотрится особенно готично
Не знаю, как после этого репортажа, но посещение музея оставляет весьма жизнеутверждающее впечатление.
Так что, як умру, так поховайте меня в новосибирском крематории. Вряд ли вы доживете до этого момента, но на всякий случай.
Это была черная шутка напоследок. Не хворайте.