Согласно информации, полученной изданием «Коммерсант», российские власти рассматривают возможность отказа от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, учитывая значительные финансовые издержки — проект оценивается в 50 триллионов рублей.
Экспертное мнение свидетельствует о том, что отказ от реализации Севсиба отразится на транспортной инфраструктуре Северного морского пути. Эксперты предупреждают, что фактические затраты на строительство магистрали могут превысить заявленные 50 триллионов рублей.
Правительство пришло к выводу о нецелесообразности строительства участков Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, соединяющих Нижневартовск с Белым Яром и Таштагол с Урумчи в КНР. Как сообщил источник «Ъ», соответствующее письмо вице-премьер Виталий Савельев направил президенту РФ Владимиру Путину.
Основной причиной отказа от проекта стала высокая стоимость, которая, по мнению источника «Ъ», обусловлена сложными геологическими условиями. Инвестиционная программа ОАО РЖД уже значительно сокращена: в 2026 году ее объем не превысит 1 триллион рублей по сравнению с 890,9 миллиардов рублей в 2025 году и 1,49 триллиона рублей в 2024 году. Правительство планирует рассмотреть инвестиционную программу ОАО РЖД 11 декабря.
Президент Путин еще в августе 2023 года поручил правительству совместно с властями Кузбасса, РАН и ОАО РЖД подготовить отчет о Севсибе. Вопрос о целесообразности проекта был включен в план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года с завершением до 2025 года.
ОАО РЖД, согласно собственному заявлению «Ъ», передало свою позицию по проекту в Минтранс. Министерство комментариев пока не предоставило, а представитель Виталия Савельева остался без ответа на запросы «Ъ».
Создание Севсиба предполагало строительство железнодорожного участка Нижневартовск—Белый Яр—Усть-Илимск протяженностью около 2 тысяч километров. Включенный в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2023 года и Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, проектировался к реализации с 2016 года. Однако планы его выполнения были отложены на период после 2020 года.
Еще один участок, соединяющий Таштагол с Урумчи, планировался в виде нового входа в Китай через российско-китайскую границу на Алтае. Из-за сложного рельефа предполагалось строительство тоннелей, однако работы не были начаты.
В 2021 году Алексей Шило, в то время зам генерального директора ОАО РЖД, утверждал, что стоимость тоннеля будет высокая, но строительство может быть оправдано преимуществами, которые дороги на эстакадах могут дать (см. «Ъ» от 7 апреля 2021 года).
Как указывают материалы Совета по вопросам развития Сибири при Совете федерации, реализация проекта позволила бы перераспределить нагрузку Восточного полигона и связать Транссиб с Северным морским путем, что создало бы дополнительный транспортный коридор для экспорта угля из Кемеровской и других областей Сибири.
Восточный полигон по-прежнему остается ключевой артерией для транспортировки российских сырьевых грузов на азиатские рынки, которые готовы платить премиальные цены, но его расширение ограничивается из-за сокращения инвестиционной программы ОАО РЖД.
По мнению Павла Иванкина, главы Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, завершение Севсиба необходимо, чтобы интегрировать Северный морской путь. Иванкин считает, что работы по проекту под угрозой в ближайшие два года, но их реализация была бы целесообразной в период с середины 2027 до начала 2028 года, чтобы закончить до конца 2028 года. Предварительная оценка затрат в 50 триллионов рублей адекватна с учетом мерзлотных условий, и окончательная стоимость проекта может бы еще увеличиться.
Севсиб не является единственным масштабным железнодорожным проектом, связанным с Северным морским путем, который сталкивается с финансовыми барьерами. Министерство транспорта России сообщало, что срок реализации Северного широтного хода может быть перенесен на 2027–2031 годы (см. «Ъ» от 19 июня 2023 года).