Кино

Шахназаров: «Надо смотреть правде в глаза: российское кино очень слабое»

9 861

Шахназаров пришёл на студию в середине 1970-х, ассистентом режиссёра.

«Вот кто работал тогда на «Мосфильме»? – вспоминает он. - Бондарчук, Гайдай, Рязанов, Тарковский, Шепитько, Шукшин, Климов, Алов и Наумов, Данелия, Лотяну, Жалакявичюс, Хуциев, Кончаловский, Михалков, Райзман, Ромм, Арнштам, Столпер… Вот какие имена были! А было ещё так называемое «второе звено», люди, которые не входили в элиту: Юрий Чулюкин, поставивший фильм «Девчата», Евгений Карелов – «Служили два товарища», Алексей Салтыков, который сделал «Председателя»... Вот класс был. Это было необыкновенное совершенно созвездие абсолютно уникальных людей, которые делали, конечно, великое кино. С точки зрения творчества тот период был совершенно уникальным».

Однако сегодня творческая составляющая уже не является поводом для гордости.

«В СССР было больше творчества. В современной российской киноиндустрии, на современном «Мосфильме» гораздо больше прагматизма, меньше поэзии», - говорит Шахназаров, чуть позже поясняя:

«У меня как у директора студии и у меня как у частного лица совсем разные мнения. Я как директор могу честно сказать, что многое из того, что делается на «Мосфильме», мне совсем не нравится. Но это производство – и я не могу впадать в позу сноба, я должен работать с тем материалом, который у нас есть. Это в определенной степени бизнес, и с этим ничего не поделаешь. Если ты хочешь руководить такой сложной студией, которая должна быть рентабельной, на которой люди должны получать зарплату, ты должен подобные вещи понимать».

1

Зато Шахназаров имеет полное право гордиться техническим оснащение «Мосфильма», который на сегодняшний день является не только лучшей студией страны, но и одной из лучших киностудий в Европе. Здесь можно делать всё, полный цикл производства. При этом вся деятельность ведётся только на собственные средства: никаких бюджетных вливаний студия не получает. Напротив, каждый год заканчивает с серьёзной прибылью, выплачивая государству довольно высокие налоги – порядка 300 млн рублей за год (и это не считая сверхналога, которым киноконцерн облагается как унитарное предприятие).

«Я подозреваю, что «Мосфильм» – единственное предприятие в киноиндустрии, тем более в области культуры, которое вообще платит какие-то приличные налоги государству», - говорит Шахназаров.

Возглавив «Мосфильм» в 1998-м (ещё полгода – и Шахназарова можно будет назвать человеком, занимающим директорский пост больший срок, чем кто-либо из его предшественников), он видел перед собой две задачи: не просто сохранить студию в том виде, в каком её получил, но превратить её в предприятие, обладающее всеми технологиями, которые необходимы для создания современного кино.

«Я скажу без ложной скромности: с точки зрения тех задач, которые мы ставили, - создать производственно-технологическое предприятие современного типа, - я не считаю, что у «Мосфильма» есть серьёзные проблемы. Сегодня мы сделали всё, что мы хотели сделать. Понятно, что технологии в кино развиваются стремительно и ты постоянно должен быть в этом, ноосновные задачи мы все выполнили».

И ещё раз добавляет, что и модернизация, включающая окончательный переход на цифровые технологии, и полная перестройка всей студийной инфраструктуры, обеспечившая «запас прочности» по меньшей мере лет на двадцать, проводятся исключительно за студийный счёт.

2

После того, как многое уже было сказано о больших цифрах и вообще о высоком, Киноридус позволил себе спросить о низменном, обывательском, простом: откуда такие цены в расположенном на «Мосфильме» сувенирном киоске? Ну не стоят магнитики 250 рублей, никак не стоят!.. Отсмеявшись (хотя что тут смешного: если такова здесь цена на магнитики, то какова же на всё остальное?), Шахназаров свой ответ начал неожиданно:

«Строго говоря, это вы не мне говорите. Я вообще советский человек, я не голосовал за Ельцина. Я не принимал решений, меня никто не спрашивал. А были те, которые голосовали. Ну, я с уважением отношусь к выбору нашей страны. Она выбрала такой путь, при котором магнитики будут стоить столько, сколько рынок подсказывает. Я вас уверяю: на цену магнитиков «Мосфильм» не влияет. Влияет арендатор этого киоска. Не думаете же вы, что мы занимаемся ещё и киоском? Естественно, у нас есть киоск: согласно правилам Росимущества мы проводим конкурс, кто-то его выигрывает, приходит киоскёр. Нам нужен такой человек: на «Мосфильм» только с экскурсиями приходит сегодня больше ста тысяч посетителей. Ну и понятно: они покупают - вот он и ставит цену 250 рублей. И что я должен? Прийти к нему и сказать: «Сделайте меньше»? А как? Ребята, капитализм! Я не могу этого сделать. Такие вещи можно только рыночно решать, но для этого надо второго киоскёра посадить рядом. А киоскёр один, он цены и ставит. И с этим ничего не поделаешь».

Вот оно, оказывается, как. Генеральный директор «Мосфильма» - а на своей же территории не во всём властен. Поразительно. Но не убедительно.

3

Однако вернёмся к более важным вопросам, которые должны волновать уже не отдельно взятого экскурсанта, а всё прогрессивное человечество в целом. Вот Шахназарова часто пытают на предмет того, как бы нам в России создать свой Голливуд. Он отвечает:

«Разница между российским кино и Голливудом прежде всего в том, что там специалистов - пять тысяч любой профессии, если не десять. А в России ты выбираешь из трёх. И это до сих пор остаётся важнейшей проблемой».

Но «Мосфильм» её пытается в меру своих сил решать: организовав на своей базе бесплатные курсы, которые выпустили уже более тысячи специалистов «среднего звена», из которых 80% успешно работают в кино.

«Прелесть наших курсов в том, что люди попадают на студию. Ведь что такое кино? Кино - это связи. В кино очень важны связи, личные знакомства. Кино - дело очень живое. И когда ты учишься внутри студии, конечно, ты этим всем обрастаешь».

4

Но в целом состояние дел Карен Шахназаров оценивает с сожалением:

«Надо смотреть правде в глаза: российское кино очень слабое. Киноиндустрия у нас построена, что большой плюс, потому что я помню полную разруху. Но сегодня с точки зрения производственно-технологической киноиндустрия построена, появились и частные компании, что привело к довольно сильной конкуренции в этой отрасли. Но надо понимать, что Россия производит порядка 70 картин в год, может, 80. А вы знаете, сколько Франция сегодня производит? 400 фильмов в год. И пока мы боролись за долю в отечественном прокате, французы выиграли у американцев: если вы поедете сейчас в Париж, пройдите мимо кинотеатра - там одни французские фильмы идут. И сегодня порядка шестидесяти процентов рынка французы вернули себе. 400 картин – это сумасшедшая цифра для страны, которая по населению в три раза меньше Российской Федерации. А как вы можете с 70-ю картинами выходить на мировой рынок?.. Тем более что если у вас 70-80 картин, значит, у вас всего двадцать картин, с которыми вообще можно выходить для показа в кинотеатрах. Кстати, к вопросу о квотах: что толку вводить квоты, если вы с двадцатью картинами максимум можете насытить рынок на один месяц, какой смысл?.. Поэтому проблема российской индустрии сегодня – в малокартинье. И если этого не изменять, то она и не изменится. Россия, на мой взгляд, должна производить не меньше трёхсот картин в год. Тогда можно будет говорить о реальной киноиндустрии. Но сегодня надо понять, что мы - очень слабая кинематография в мировом масштабе. Очень слабая в силу того, что она производит очень небольшое количество продукта».

5

Быть может именно в связи с этим обстоятельством руководство «Мосфильма» решило не устраивать пира во время чумы и не проводить пышных юбилейных акций. Тем более что юбилей - это не день, не неделя, а целый год, в течение которого запланирована серия ретроспективных показов мосфильмовских работ как за рубежом, так и в российской провинции.В Москве же юбилейные мероприятия ограничатся «Днями «Мосфильма» в киноклубе «Эльдар», которые пройдут с 3-го по 8-е февраля. Желающие смогут пересмотреть пятнадцать фильмов из золотого фонда студии, встретиться с такими режиссёрами как Эльдар Рязанов и Александр Митта, а также посетить праздничный вечер, который проведёт сам Карен Шахназаров.

Избранные плакаты к фильмам киностудии «Мосфильм» :

6 Плакат к фильму "Александр Невский" 7 Плакат фильма "Айболит-66" 8 Плакат к фильму "Иван Васильевич меняет профессию" 9 Плакат к фильму "Карнавальная ночь" 10 Плакат к фильму "Война и мир" 11 Плакат к фильму "Зимний вечер в Гаграх" 12 Плакат к фильму "Девять дней одного года" 13 Плакат к фильму "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" 14 Плакат к фильму "Андрей Рублёв" 15 Плакат к фильму "Служили два товарища" 16 Плакат к фильму "Свинарка и пастух" 17 Плакат к фильму "Мимино"