Шахназаров пришёл на студию в середине 1970-х, ассистентом режиссёра.
«Вот кто работал тогда на «Мосфильме»? – вспоминает он. - Бондарчук, Гайдай, Рязанов, Тарковский, Шепитько, Шукшин, Климов, Алов и Наумов, Данелия, Лотяну, Жалакявичюс, Хуциев, Кончаловский, Михалков, Райзман, Ромм, Арнштам, Столпер… Вот какие имена были! А было ещё так называемое «второе звено», люди, которые не входили в элиту: Юрий Чулюкин, поставивший фильм «Девчата», Евгений Карелов – «Служили два товарища», Алексей Салтыков, который сделал «Председателя»... Вот класс был. Это было необыкновенное совершенно созвездие абсолютно уникальных людей, которые делали, конечно, великое кино. С точки зрения творчества тот период был совершенно уникальным».
Однако сегодня творческая составляющая уже не является поводом для гордости.
«В СССР было больше творчества. В современной российской киноиндустрии, на современном «Мосфильме» гораздо больше прагматизма, меньше поэзии», - говорит Шахназаров, чуть позже поясняя:
«У меня как у директора студии и у меня как у частного лица совсем разные мнения. Я как директор могу честно сказать, что многое из того, что делается на «Мосфильме», мне совсем не нравится. Но это производство – и я не могу впадать в позу сноба, я должен работать с тем материалом, который у нас есть. Это в определенной степени бизнес, и с этим ничего не поделаешь. Если ты хочешь руководить такой сложной студией, которая должна быть рентабельной, на которой люди должны получать зарплату, ты должен подобные вещи понимать».
Зато Шахназаров имеет полное право гордиться техническим оснащение «Мосфильма», который на сегодняшний день является не только лучшей студией страны, но и одной из лучших киностудий в Европе. Здесь можно делать всё, полный цикл производства. При этом вся деятельность ведётся только на собственные средства: никаких бюджетных вливаний студия не получает. Напротив, каждый год заканчивает с серьёзной прибылью, выплачивая государству довольно высокие налоги – порядка 300 млн рублей за год (и это не считая сверхналога, которым киноконцерн облагается как унитарное предприятие).
«Я подозреваю, что «Мосфильм» – единственное предприятие в киноиндустрии, тем более в области культуры, которое вообще платит какие-то приличные налоги государству», - говорит Шахназаров.
Возглавив «Мосфильм» в 1998-м (ещё полгода – и Шахназарова можно будет назвать человеком, занимающим директорский пост больший срок, чем кто-либо из его предшественников), он видел перед собой две задачи: не просто сохранить студию в том виде, в каком её получил, но превратить её в предприятие, обладающее всеми технологиями, которые необходимы для создания современного кино.
«Я скажу без ложной скромности: с точки зрения тех задач, которые мы ставили, - создать производственно-технологическое предприятие современного типа, - я не считаю, что у «Мосфильма» есть серьёзные проблемы. Сегодня мы сделали всё, что мы хотели сделать. Понятно, что технологии в кино развиваются стремительно и ты постоянно должен быть в этом, ноосновные задачи мы все выполнили».
И ещё раз добавляет, что и модернизация, включающая окончательный переход на цифровые технологии, и полная перестройка всей студийной инфраструктуры, обеспечившая «запас прочности» по меньшей мере лет на двадцать, проводятся исключительно за студийный счёт.
После того, как многое уже было сказано о больших цифрах и вообще о высоком, Киноридус позволил себе спросить о низменном, обывательском, простом: откуда такие цены в расположенном на «Мосфильме» сувенирном киоске? Ну не стоят магнитики 250 рублей, никак не стоят!.. Отсмеявшись (хотя что тут смешного: если такова здесь цена на магнитики, то какова же на всё остальное?), Шахназаров свой ответ начал неожиданно:
«Строго говоря, это вы не мне говорите. Я вообще советский человек, я не голосовал за Ельцина. Я не принимал решений, меня никто не спрашивал. А были те, которые голосовали. Ну, я с уважением отношусь к выбору нашей страны. Она выбрала такой путь, при котором магнитики будут стоить столько, сколько рынок подсказывает. Я вас уверяю: на цену магнитиков «Мосфильм» не влияет. Влияет арендатор этого киоска. Не думаете же вы, что мы занимаемся ещё и киоском? Естественно, у нас есть киоск: согласно правилам Росимущества мы проводим конкурс, кто-то его выигрывает, приходит киоскёр. Нам нужен такой человек: на «Мосфильм» только с экскурсиями приходит сегодня больше ста тысяч посетителей. Ну и понятно: они покупают - вот он и ставит цену 250 рублей. И что я должен? Прийти к нему и сказать: «Сделайте меньше»? А как? Ребята, капитализм! Я не могу этого сделать. Такие вещи можно только рыночно решать, но для этого надо второго киоскёра посадить рядом. А киоскёр один, он цены и ставит. И с этим ничего не поделаешь».
Вот оно, оказывается, как. Генеральный директор «Мосфильма» - а на своей же территории не во всём властен. Поразительно. Но не убедительно.
Однако вернёмся к более важным вопросам, которые должны волновать уже не отдельно взятого экскурсанта, а всё прогрессивное человечество в целом. Вот Шахназарова часто пытают на предмет того, как бы нам в России создать свой Голливуд. Он отвечает:
«Разница между российским кино и Голливудом прежде всего в том, что там специалистов - пять тысяч любой профессии, если не десять. А в России ты выбираешь из трёх. И это до сих пор остаётся важнейшей проблемой».
Но «Мосфильм» её пытается в меру своих сил решать: организовав на своей базе бесплатные курсы, которые выпустили уже более тысячи специалистов «среднего звена», из которых 80% успешно работают в кино.
«Прелесть наших курсов в том, что люди попадают на студию. Ведь что такое кино? Кино - это связи. В кино очень важны связи, личные знакомства. Кино - дело очень живое. И когда ты учишься внутри студии, конечно, ты этим всем обрастаешь».
Но в целом состояние дел Карен Шахназаров оценивает с сожалением:
«Надо смотреть правде в глаза: российское кино очень слабое. Киноиндустрия у нас построена, что большой плюс, потому что я помню полную разруху. Но сегодня с точки зрения производственно-технологической киноиндустрия построена, появились и частные компании, что привело к довольно сильной конкуренции в этой отрасли. Но надо понимать, что Россия производит порядка 70 картин в год, может, 80. А вы знаете, сколько Франция сегодня производит? 400 фильмов в год. И пока мы боролись за долю в отечественном прокате, французы выиграли у американцев: если вы поедете сейчас в Париж, пройдите мимо кинотеатра - там одни французские фильмы идут. И сегодня порядка шестидесяти процентов рынка французы вернули себе. 400 картин – это сумасшедшая цифра для страны, которая по населению в три раза меньше Российской Федерации. А как вы можете с 70-ю картинами выходить на мировой рынок?.. Тем более что если у вас 70-80 картин, значит, у вас всего двадцать картин, с которыми вообще можно выходить для показа в кинотеатрах. Кстати, к вопросу о квотах: что толку вводить квоты, если вы с двадцатью картинами максимум можете насытить рынок на один месяц, какой смысл?.. Поэтому проблема российской индустрии сегодня – в малокартинье. И если этого не изменять, то она и не изменится. Россия, на мой взгляд, должна производить не меньше трёхсот картин в год. Тогда можно будет говорить о реальной киноиндустрии. Но сегодня надо понять, что мы - очень слабая кинематография в мировом масштабе. Очень слабая в силу того, что она производит очень небольшое количество продукта».
Быть может именно в связи с этим обстоятельством руководство «Мосфильма» решило не устраивать пира во время чумы и не проводить пышных юбилейных акций. Тем более что юбилей - это не день, не неделя, а целый год, в течение которого запланирована серия ретроспективных показов мосфильмовских работ как за рубежом, так и в российской провинции.В Москве же юбилейные мероприятия ограничатся «Днями «Мосфильма» в киноклубе «Эльдар», которые пройдут с 3-го по 8-е февраля. Желающие смогут пересмотреть пятнадцать фильмов из золотого фонда студии, встретиться с такими режиссёрами как Эльдар Рязанов и Александр Митта, а также посетить праздничный вечер, который проведёт сам Карен Шахназаров.
Избранные плакаты к фильмам киностудии «Мосфильм» :