Недвижимость Москва

"Водяной ерш" в московском метро

32 2425

Мотовозы в депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Пассажиропоток московского метро составляет 2,5 миллиарда человек в год. Чтобы попытаться осмыслить масштаб этой гигантской цифры, можно сказать, что за год все население России ездит в московском метро 17 раз. Учитывая это, вопрос санитарного состояния метрополитена становится одним из важнейших. Корреспондент Ридуса отправился в "ночную смену", чтобы рассказать об одном из самых необычных мероприятий в рамках борьбы за чистоту – промывке тоннелей при помощи специального агрегата – тоннелемоечной машины.

Депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Второй час ночи. Мы с фотокором идем по Варшавскому шоссе к метродепо «Замоскворецкое». Город давно спит, а на территории – постоянное движение: подходят и отправляются составы, снуют рабочие и машинисты, гудят сигналы мотовозов. Это «стойбище» для поездов гораздо больше, чем уже виденное нами «Северное», и тем интереснее наблюдать за круглосуточным процессом обслуживания подвижного состава.

Депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Вот перед нами и сам «таинственный зверь» - тоннелемоечный агрегат. Какого-то грандиозного впечатления он не производит – это просто цистерна с кабиной, установленная на колесной базе. Своего двигателя у нее нет, поэтому транспортировка машины производится при помощи «хозяйственной единицы», или мотовоза – небольшого дизельного локомотива.

Тоннелемоечная машина выезжает из депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Пора выезжать на помывку – сегодня это будут перегоны «Речной вокзал» - «Водный стадион» и «Водный стадион» - «Войковская» Замоскворецкой линии. На каждой ветке метро есть свой агрегат, мытье тоннелей производится по строгому графику – один раз в месяц, и находится на личном контроле начальника метрополитена. Кроме того, ежемесячно тоннель моется вручную, а каждую ночь обходчики, путейцы и дренажники собирают мусор.

Поездка на мотовозе – очень увлекательное занятие. Казалось бы, те же самые тоннели, в которых мы ездим в обычных вагонах, но ощущение присутствия гораздо сильнее.

В перегоне метро. © Антон Тушин/Ridus.ru

Мотовоз на метромосту. © Антон Тушин/Ridus.ru

Подъезжаем к станции "Варшавская". © Антон Тушин/Ridus.ru

После краткой остановки на станции «Аэропорт» прибываем на «Войковскую» - там будет происходить заправка водой. Емкость цистерны – 10 тонн, обычно этого хватает на один-два перегона. Получен приказ поездного диспетчера на движение в неправильном направлении – сегодня при помывке мы будем двигаться в противоположную основному движению сторону – и мы выезжаем в сторону «Речного вокзала».

В кабине тоннелемоечной машины. © Антон Тушин/Ridus.ru

Тоннелемоечная машина и мотовоз на станции "Аэропорт". © Антон Тушин/Ridus.ru

В тех перегонах, которые мы будем мыть, выключено освещение, запрещены все работы, а поезда на ночной отстой ставятся на другой, параллельный путь. Промывка производится под давлением 5-8 атмосфер, агрегат двигается при этом со скоростью 5-10 км/час. По правилам, оператор обязан остановить промывку за 10-15 метров до специальных металлоконструкций, а также светофоров и тоннельных раструбов, где от перегонов отходят соединительные ветки или съезды.

Прочистка раструбов перед работой. © Антон Тушин/Ridus.ru

Двигатель для нагнетания воды. © Антон Тушин/Ridus.ru

Но вот прозвучал долгожданный сигнал, и помывка началась. Из двух раструбов на кабине агрегата под напором ударили струи воды. Зрелище очень впечатляющее – и из кабины, и из перегона, куда мы ненадолго вылезли с фотокорреспондентом, чтобы полюбоваться на работу машины со стороны. Небольшая дозаправка на «Водном стадионе», и вот мы уже в следующем перегоне, продолжаем чистить тоннель «водяным ершом». Я слышал историю про незадачливых диггеров, которые прятались в тоннеле метро и повстречались с тоннелемоечной машиной – и теперь, когда я воочию вижу, как она работает, мне становится их по-настоящему жаль.

Промывка тоннеля. © Антон Тушин/Ridus.ru

Промывка тоннеля. © Антон Тушин/Ridus.ru

Промывка тоннеля. © Антон Тушин/Ridus.ru

На этом месте пытливый читатель спросит – а куда же деваются те 10 тонн воды, которые «выстрелил» агрегат? По дренажным канавам она попадает в перекачки, которые есть на каждой станции. Там вода фильтруется, и насосами подается из-под земли наверх - в городскую канализацию. Грязь, песок и мелкий мусор попадают в отстойники, откуда забирает другая специальная машина – зумпфовой агрегат, который отвозит их в депо для утилизации.

Зумпфовой агрегат в депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru

Вот так, день за днем, или, вернее, ночь за ночью необычный агрегат «умывает» тоннели метро. Нельзя им ходить в «грязнулях», ведь московское метро – лучшее в мире!

Благодарим пресс-службу ГУП "Московский метрополитен" за помощь в организации репортажа.

Состав прибывает в депо "Замоскворецкое". © Антон Тушин/Ridus.ru