Компьютерные игры

10 лет "Цивилизации"

23 778

Линия фронта в тысячелетней войне цивилизаций не сдвинулась. Как только войска переходили в наступление, они подвергались атомным бомбардировкам. Эти города много раз переходили из рук в руки, но надолго ни у кого не задержались. © reddit.com/user/Lycerius

Игры серии "Цивилизация" моделируют жизнь различных народов на планете Земля, развивающуюся в ускоренном режиме, так, чтобы в пару-тройку сеансов игры можно было уместить зарождение и гибель нескольких цивилизаций. Один из игроков пошел дальше, и проверил, к чему приводит развитие игровой системы в течение длительного времени, играя без перезапуска на протяжении десяти лет.

Рекордный сеанс игры по местному времени занял без малого четыре тысячи лет, из которых на протяжении 1700 шла война. Загрязнение окружающей среды дошло до такой степени, что пригодных для фермерства земель не осталось, ледяная шапка Земли таяла 20 раз, а численность населения в результате ядерных войн и нехватки продовольствия сократилась на 90% в сравнении с пиковыми значениями, достигнутыми к 2000 году.

На планете не осталось крупных городов, поскольку шпионы могут взорвать их с помощью атомной бомбы, уничтожив сразу значительное количество сил противника. Дороги, возведением которых постоянно занимаются инженеры, сразу разрушают войска, что не позволяет заняться очисткой территории от загрязнений. Зато производство армейских юнитов не останавливается ни на секунду, и новые танки подходят к линии фронта постоянно.

Из всех народов, существующих в Civilization-2, до финальной битвы дошли только трое: викинги, американцы, и кельты, на чьей стороне выступал игрок. Представители прочих наций либо погибли в войнах, либо были ассимилированы уцелевшими. Что характерно, политический строй кельтов пришлось сменить с демократии на коммунизм, поскольку Сенат постоянно откладывал предложения игрока начале войны, и тот упускал удобный момент для нападения. Население цивилизации ненавидит своего "правителя", регулярно устраивает бунты и уходит в партизаны. Американцы и викинги, успешно противостоящие игроку, живут при теократии.

Проверить, чем закончится десятилетнее противостояние цивилизаций, может любой желающий, если у него установлена игра: файл, содержащий последнее сохранение, выложен для скачивания. Автор сейва сообщил, что хочет попробовать прекратить войну на планете, отправить инженеров на очистку территорий от радиоактивных отходов, и возобновить работу сельского хозяйства. Впрочем, в успехе начинания он не уверен: до сих пор все договоренности о прекращении огня вероломно нарушались одним из его противников буквально следующим ходом. Линия фронта при этом остается на одном и том же месте уже около тысячи игровых лет.

Границы враждующих цивилизаций. © reddit.com/user/Lycerius

Как было замечено в комментариях к этой истории, политическая ситуация, сложившаяся в игре, сильно напоминает ту, на фоне которой развивается действие романа Джорджа Оруэлла "1984". В книге три государства - Океания, Евразия и Октазия постоянно воюют между собой за нейтральные территории, но не имеют возможности вести военные действия на территории противника из-за сложившегося паритетного баланса сил. Непрекращающиеся военные действия вынуждали участников держать свое население  под тотальным контролем и ограничивать  в самых необходимых продуктах и товарах.

Теория игр называет подобные ситуации равновесием Нэша, то есть типом решения игры для нескольких участников, в котором никто не может изменить положение в свою пользу без вмешательства других участников.