Кино

10 самых шокирующих финалов в истории кино

1 5373

История Голливуда полна примеров, когда шокирующие финалы повергали зрителей в трепет, заставляли их сходить с ума, вызывали в них гнев или же становились поводом для ожесточенных споров кинокритиков.

В подборку «Ридуса» включены те картины, которые заканчиваются так, что, выходя из кинозала или выключая телевизор, хочется воскликнуть «Вот это да!» или «Вау!».

«Мгла» (The Mist, 2007)

Финал этой киноверсии повести Стивена Кинга «Туман» 1980 года считается одним из самых мрачных в истории кино. Его иногда называют «ударом под дых». Действительно, нужно признать, что такую концовку вряд ли кто ожидает, а поэтому от нее перехватывает дыхание у многих. Особенно у тех, кто читал литературный первоисточник и знает совсем другой финал этой захватывающей истории.

По сюжету фильма покупатели супермаркета оказываются отрезанными от всего мира из-за таинственного тумана, который опустился на землю вместе с жуткими монстрами, пожирающими людей. Однако и в магазине оказывается не совсем спокойно. Число жертв неуклонно растет, пока Дэвид Дрэйтон (Томас Джейн) не вырывается на свободу вместе с несколькими смельчаками.

Без всякой надежды на спасение Дэвид из милосердия совершает убийство, чтобы избавить своих друзей и собственного сына от жуткой участи. Когда же вскоре после этого появляются спасители в лице военных, Дэвид понимает, что для него это и есть самая страшная кара.

Несмотря на то, что режиссер ленты Фрэнк Дарабонт, до этого снявший по мотивам произведений Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю», позволил себя изменить концовку «Тумана», писатель высоко оценил финал «Мглы» и признал его «самым шокирующим за всю историю».

Однако не все зрители разделили мнение Кинга. Один из них даже объявил финал «Мглы» худшим за всю историю. И все же наиболее правдивым суждением о концовке фильма можно считать такой твит: «Финал „Мглы“ нанес по мне эмоциональный удар».

«Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight, 2015)

О концовке этого последнего на сегодняшний день фильма Квентина Тарантино можно сказать в трех словах: «Всем финалам финал!»

Естественно, что от этого режиссера другого трудно было ожидать, но все же следует признать, что интригу он закрутил настолько лихо, что развязка оказалась более чем шокирующей. Сравнимой разве что с великим детективом Агаты Кристи «Десять негритят».

По сюжету во время снежной бури в одной хижине оказываются люди, жаждущие перегрызть друг другу глотки. Среди них — приговоренная к повешению преступница Дэйзи Домерг, а также те, кто не хочет, чтобы ее довезли до виселицы.

В итоге победа достается заклятым врагам Дэйзи. Майор Уоррен и шериф Мэнникс берут на себя функции палачей и казнят женщину.

Из-за этой концовки многие поспешили назвать «Омерзительную восьмерку» женоненавистническим фильмом, тем более что на протяжении всей картины бедная женщина подвергалась побоям со стороны мужчин. Однако нашлись и критики, которые доброжелательно отнеслись в картине и объяснили насилие в отношение Домерг своего рода комментарием на тему сексизма в современном американском обществе.

«Планета обезьян» (Planet of the Apes, 1968)

Создателям этой фантастической ленты удалось превзойти гений Пьера Буля, автора романа, положенного в основу картины. Они придумали совершенно невероятный финал, которого в книге не было. По сюжету литературного первоисточника главный герой возвращается на Землю и обнаруживает, что и там к власти уже пришли обезьяны. В фильме же персонаж Чарлтона Хестона находит на Планете обезьян Статую Свободы, которая наполовину погребена под песком на океанском побережье. В итоге он осознает, что находится на Земле, где уже произошел апокалипсис.

Эта сенсационная развязка по праву считается одной из величайших в истории кино.

«Семь» (Se7en, 1995)

Захватывающий триллер Дэвида Финчера «Семь» держит в напряжении от начала до конца. В нем рассказывается о двух детективах, которые идут по следам маньяка, расставившего им хитроумные ловушки. Этот беспощадный убийца карает тех, кого считает грешниками, поскольку возомнил себя вершителем человеческих судеб. Когда же его все-таки удается поймать, оказывается, что он приберег для шокирующего финала коробку с головой беременной жены одного из своих преследователей.

Такой жуткой концовки действительно никто не ожидал. Голливудские продюсеры даже хотели как-то смягчить этот страшный финал, но режиссер остался непреклонным в своем решении.

«Звездные войны: Эпизод V — Империя наносит ответный удар» (Star Wars: Episode V — The Empire Strikes Back, 1980)

Заключительная сцена этой картины навеки вошла в историю кино, став хрестоматийной. Никто не мог ожидать, что всего несколько слов, сказанных под занавес, не только произведут сенсацию, но и перевернут сознание целого поколения. «Нет, я твой отец», — произносит злодей Дарт Вейдер во время схватки на световых мечах с Люком Скайуокером, который уверен, что мстит за своего родителя. Многим, конечно, было трудно смириться с мыслью, что именно зловещий Вейдер — отец Леи и Люка.

Эту кульминационную развязку сохраняли в тайне даже во время съемок. В кадре актеру было предложено произнести другую реплику. Лишь потом ее переозвучили.

«Тихая гавань» (Safe Haven, 2013)

Финал этой милой мелодрамы, снятой прекрасным режиссером Лассе Халльстремом по мотивам романа Николаса Спаркса, вызвал у многих гнев и недоумение.

Картина рассказывает о красавице Кэти, которая долгие годы страдала от жестокости мужа. Когда же ей все-таки удается от него избавиться, она уезжает в райское место, где находит подругу в лице обаятельной Джо и оказывается в объятиях своего нового возлюбленного — молодого вдовца Алекса. Но перед самым концом фильма выясняется невероятное. Парочка обнаруживает письма покойной жены Алекса — Карли, а также ее фото, на котором запечатлена не кто иная, как Джо. Таким образом, зрителю дают понять, что подруга Кэти не живой человек, а призрак умершей Карли, решившей вернуться с того света, чтобы подобрать своему любимому мужу достойную спутницу жизни.

Этот неожиданный сюжетный поворот воскрешает в памяти «Шестое чувство», где герой Брюса Уиллиса только в самом конце фильма осознает, что умер. Однако, в отличие от мистического триллера М. Найта Шьямалана, в «Тихой гавани» вплоть до самого финала не было и намека на мистику. По словам одного из американских кинокритиков, концовка ленты Халльстрема сравнима с пощечиной по лицу.

«Сквозь снег» (Snowpiercer, 2013)

Действие этой футуристической картины корейского режиссера Пон Джун-хо происходит в недалеком будущем. На Земле, пережившей техногенную катастрофу, в живых осталось совсем немного людей, которые обитают на гигантском поезде, без остановки мчащемся по трансевразийской магистрали. Этот состав представляет собой модель современного общества, где царит социальное неравенство. Первые вагоны отведены для правящей элиты, многие последующие — для простых людей, а в хвосте томятся униженные и оскорбленные. Естественно, что из числа последних формируется группа повстанцев, планирующая свергнуть существующую власть. В итоге же бунтари осознают тщетность своих благих помыслов и решают уничтожить всех и вся. В живых остаются только двое детей, своего рода Адам и Ева. Они вырываются на свободу и посреди бескрайних снегов встречают белого медведя, который служит символом надежды на возрождение жизни на планете.

«Начало» (Inception, 2010)

Этот фантастический фильм Кристофера Нолана представляет собой головоломку от начала до самого конца. Кобб в исполнении Леонардо Ди Каприо — непревзойденный мастер промышленного шпионажа, который крадет у людей ценную информацию во сне, погружаясь в глубины их подсознания. Проблема в том, что зрителя в итоге запутывают настолько, что порой просто невозможно отличить сон от реальности. Финал не становится разгадкой, а предлагает два варианта сценария: согласно одному из них, Кобб вернулся к детям и нормальной жизни, а согласно другому, он по-прежнему находится во власти сна и возвращение в семью — лишь плод его воображения. И судить об этом можно по вращающемуся в кадре волчку, служащему своего рода подсказкой.

«Сияние» (The Shining, 1980)

Завораживающий триллер Стэнли Кубрика, снятый по роману Стивена Кинга, состоит из сплошных загадок и вопросов. Фильм рассказывает о писателе Джеке Торренсе, который устраивается на зиму смотрителем в пустой отель и пытается сочинять. Однако постепенно он сходит с ума и начинает гоняться с тесаком за женой и сынишкой, который, в свою очередь, видит призраков.

В итоге Джек замерзает в лабиринте, в форме которого разбит сад, и в финале появляется кадр со старой фотографией 1921 года, где Джек запечатлен в компании служащих этой самой гостиницы.

Такая развязка поставила многих в тупик. Одни посчитали, что Джек и его сын были сумасшедшими с самого начала, а никаких привидений на самом деле не было. По мнению других, призраки своего добились и Джек оказался среди них.

«Бразилия» (Brazil, 1985)

В центре сюжета этой антиутопической ленты Терри Гиллиама — история скромного клерка Сэма Лаури, который смирился со своей обыденной жизнью. Но встретив однажды девушку своей мечты, являющейся к нему во снах, Лаури решает ради нее сменить работу. Казалось, бедолаге удается наконец вырваться из лап схвативших его агентов тоталитарного режима и обрести свое счастье.

Но банальный хеппи-энд не в стиле Гиллиама. Безусловно, он подготовил зрителям сюрприз. В финале выясняется, что побег Лаури с любимой — это всего лишь его фантазия. В реальности он по-прежнему привязан к стулу…