Звали его, как Чапаева, Василием Ивановичем, а прозвище среди солдат он имел «генерал Штурм» — все генералы имеют клички, но не все их история отливает в бронзу. Генерал Чуйков получил свою за создание особых штурмовых отрядов и разработку их тактики на острие атаки.
Это был военный профессионал полностью советского кроя — и в то же время исконно русского пошиба, вроде царского адмирала Макарова, из «простых»: Макаров — сын прапорщика, Чуйков — крестьянина, из простых православных семей.
«Окончил четыре класса церковно-приходской школы» — это классическое начало биографии многих выдающихся людей советского времени, завершающих её, как Чуйков: маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, Главнокомандующий Группой советских войск в Германии, Главнокомандующий Сухопутными войсками СССР, заместитель Министра обороны СССР — и прочая, и прочая…
© wikipedia.org
Однако, даже если б не эта титулатура, Василий Иванович Чуйков вошел бы в историю уже тем, что полгода держал со своей 62-й армией оборону Сталинграда, создавая эпопею, порясающую потомков и внятную даже персонажам вроде нынешнего президента США.
Поминая русского маршала добрым словом, надо бы рассказать о герое подробней — да у таких людей жизнеописание тянет на не одну книгу. Пусть же его юбилей послужит поводом узнать о Чуйкове побольше, протянуть руку к такой книге. Одну из которых написал и сам Чуйков — не о себе, но своем участии в интереснейшей работе советником китайского генералиссимуса Чан Кайши. Разве не интересно?
Юнга Кронштадта, комполка с Золотым оружием в Гражданскую, выпускник Восточного факультета Военной академии имени Фрунзе, начштаба у Блюхера, начальник Курсов усовершенствования начсостава по разведке, участник Польского похода РККА 39-го года, финской Зимней войны, человек, первым раскусивший Мао Цзедуна, создатель тактики ближнего боя штурмовыми группами в Сталинграде — собранные наспех самые «вкусные» куски биографии Василия Чуйкова.
Военный советник в Китае В.И. Чуйков. Китай, г. Хен Ли, 1940 год
© wikipedia.org
Кстати, эту сталинградскую тактику штурмовых групп через подземные коммуникации бойцы «генерала Штурма» успешно использовали в уличных боях в Берлине. И — это у Чуйкова на КП 2 мая 1945 года начальник Берлинского гарнизона генерал Вейдлинг подписал капитуляцию немецких войск, это ему сдавался гарнизон немецкой столицы.
Всё ли? Нет, конечно. Это Василий Иванович сделал американцам такую военно-политическую «козу», что они до сих пор её помнят — «являлся одним из организаторов операции „Анадырь“ по скрытной доставке и размещению на острове Куба в 1962 году армейских боевых частей и подразделений, имевших на вооружении атомное оружие».
А вот — вещь не столь эффектная, но серьезнейшая, стратегическая, масштабная - казалось, что на века — создание Гражданской обороны СССР. Великая страна, заранее подготовленная к поползновениям «наших партнеров на Западе», была тогда в большей безопасности, чем теперь…
Скриншот Youtube
«Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт», — Василий Иванович Чуйков достойно жил, достойно умер.
Восемнадцатого марта 1982 года проститься с ним на курган вышел весь Волгоград…