Сначала авторы канала «По фактам» хотели составить список худших альбомов 2018 года, но впоследствии решили не ограничиваться какими-либо рамками и поговорить в целом о самых мерзких явлениях, связанных так или иначе с современной отечественной музыкой, которые делают нашу жизнь невыносимой.
Очень надеемся, что все эти ужасы останутся в уходящем году и никогда больше не вернутся. Итак, на страницах «Ридуса» самые отвратительные явления музыкальной культуры завершающегося года.
Запреты концертов
Кто бы мог подумать, что это может вернуться в 2018 году. Еще совсем недавно в сети потешались над абсурдными списками групп, песни которых запрещали крутить в позднесоветскую эпоху на дискотеках за «эротизм» (Донна Саммер), «секс» (Тина Тернер) или «насилие» (Village People).
Как оказалось, в современной России проблема цензуры по-прежнему актуальна, и касается она каждого музыканта. Силовики, странные «родительские комитеты» или дагестанские блюстители нравственности теперь по своей прихоти могут отменять любые концерты, плюя на закон. Независимые музыканты только-только стали по-настоящему неплохо зарабатывать, гастролируя по России, как их снова стали загонять в андеграунд — и от этого в конечном счете никто не выиграет.
Obladaet «Ice Cream»
Если вам интересно, кто сейчас в России из молодых исполнителей делает максимально бездарный, тупой и стереотипный рэп, вам срочно нужно послушать новый альбом уроженца Иркутска Obladaet «Ice Cream». Это плохо сведенные песни с дженерик-битами, будто бы скачанными из сети в формате MP3 низкого битрейта, и отвратительно записанным вокалом — альбом просто физически тяжело слушать. Хотя это уже третий полноформатный релиз Obladaet, у него до сих пор так и не сформировался собственный стиль. У рэпера начисто отсутствует такая вещь, как харизма, и если его новую пластинку включить еще не слышавшему ее человеку, он вряд ли догадается, что это за исполнитель. «Ice Cream» состоит из посредственных и безликих песен с обилием сленга молодых американских рэперов и заимствованных у западных коллег эдлибов — собственно, треки Obladaet и звучат как дурная пародия на американский трэп-рэп. Отсюда же одержимость шмотками и статусным потреблением, лютая мизогиния и возвеличивание собственного эго — при этом здесь нет той эстетической формы, которая оправдывала бы содержание (или его отсутствие).
Одержимость культурой тинейджеров
Нет, правда, есть в этом что-то нездоровое, когда 30−40 летние люди отслеживают и превозносят каждый чих прежде всего тех артистов, которые порой даже не переступили порог совершеннолетия. На ум сразу приходит мем со Стивом Бушеми и скейтбордом. Таким людям очень хочется сказать — успокойтесь, эта музыка не для вас и не про вас, оставьте ее новому поколению, как раньше честно поступали ваши отцы со своим «Пинк Флойдом», и прекратите ее апроприировать! Скрытая зависть, нереализованые амбиции или страх показаться немодным и несовременным — это всем понятные чувства, но надо же все-таки как-то себя сдерживать! У Монеточки, юных фрешменов, Гречки и других подопечных лейбла Ионова случаются замечательные песни, но всем им выдаются неоправданно высокие авансы просто по факту их возраста (да-да, люди всерьез так и пишут — «ну она же еще 17-летняя девушка, чего вы от нее сейчас хотите»). Авансы и непрошеные советы от «взрослых» в результате негативно сказываются на творчестве музыкантов — последний альбом Гречки «Мы просто персонажи» откровенно плохой. Молодые артисты не хуже и не лучше музыкантов старше, если вам не нравится Монеточка — вы вовсе не «худший человек на Земле», как пишут особо ретивые великовозрастные поклонники певицы, а быть «старпером», не интересующимся модными трендами — не преступление. Намного хуже за весь год из всех новых русских альбомов послушать лишь «Раскраски для взрослых» и после этого объявить Монеточку голосом поколения. А может, поколение решит за себя само?
White Punk — «Вампир»
White Punk на Хэллоуин выпустил новый альбом «Вампиръ», на котором музыкант во всех смыслах возомнил себя «рок-стар». И да, возможно, это худший релиз этого года. Его «Вампиръ» по своей идиотичности мало чем уступает достопамятному «Speeding' Bullet 2 Heaven». Но если альбом Kid Cudi был неосознанной пародией на гранж, то «Вампир» является такой же пародией на самопальный готический рок, хотя его автор явно был зверино серьезен в своих намерениях. На «Вампире» начисто отсутствуют хоть сколько-нибудь запоминающиеся моменты, оригинальные идеи или интересный звук — альбом не вызывает ничего, кроме скуки. White Punk пытается писать мрачную депрессивную музыку, но за ней не стоит совершенно никаких искренних чувств — только поза и повод для фотосессии в крутой кожаной куртке. Больше всего White Punk сейчас напоминает героя трека «Не нифер» великой группы «Птицу емъ» — и, если помните, «суровая торба с волками» его до добра не довела.
Хаус-рэп
После успеха «Розового вина» подобного типа музыка была поставлена на поток и уже в 2018 году от этой примитивной прямой бочки невозможно было никуда скрыться — молодые и не очень артисты, желавшие прославиться, уже знали порочный рецепт успеха. Пора бы уже прекратить называть эту музыку хаус-рэпом, что довольно оскорбительно для таких групп, как «Лауд». На самом же деле это откровенная попса для русского радио эпохи Элджея и Ольги Бузовой. То, что называется у нас хаус-рэпом в 2018 году окончательно стало зашкварным явлением.
Распад Dead Dynasty и эволюция Pharaoh
Dead Dynasty этой осенью покинули клипмейкер Visnu, саунд-продюсер и музыкант White Punk, давний друг Pharaoh Otis, битмейкеры Frozen Gang Beatz, рэпер Saluki, продюсер и исполнитель Noa. Судя по недавним интервью White Punk, в 2018 году в России даже успешные рэперы относятся к битмейкерам как к рабам и платят копейки, что довольно прискорбно. Самого же Pharaoh, выпустившего очень неоднозначную запись «Phuneral», в уходящем году чаще можно было увидеть на страницах светской хроники в компании Сергея Шнурова, Ники Белоцерковской и других великовозрастных светских львиц. Это все дико, например.
Длинные альбомы
Еще совсем недавно казалось, что невыносимо длинные альбомы на полтора часа ушли в прошлое, как они вернулись в стриминговую эпоху. Пока это скорее касается зарубежных артистов (см. пример Дрейка) — множество из них старается выпускать как можно больше треков и как можно чаще, часто особо не заботясь о качестве музыки. Тем не менее, как обычно, c запозданием, феномен длинных альбомов возвращается и в Россию. Самый наглядный пример — успех 23-трекового «Dragonborn» Big Baby Tape. По отдельности песни с него звучат довольно впечатляюще, но как можно осилить этот не особо разнообразный альбом целиком за один раз — не представляю.
«Дом-2» на независимой сцене
Речь идет прежде всего о группе «Мы» и Мальбеке с Сюзанной. Дуэт Евы Краузе и Дэниэла Шейка в этом году распадался, воссоединялся и снова распадался, однако так и не выпустил ни одной песни, сравнимой по силе и красоте с тем, что они делали на трехчастном «Расстоянии». В то же время Сюзанна во время осеннего концерта объявила о разводе с фронтменом «Мальбека» и уходе из группы, однако вскоре пара вновь как ни в чем не бывало стали вместе участвовать в гламурных мероприятиях и телешоу. Даже если изначально в этих скандальных историях не было расчета (мы искренне так считаем), то в последующих примирениях и воссоединениях нам видятся исключительно коммерческие мотивы.
Псевдорейв
Окей, русский рейв, которым в 90-е называли разухабистые группы вроде «Русского размера», был, мягко говоря, не очень однозначным явлением. Однако пример группы «Лава» показал, что даже подобная музыка может звучать интересно и талантливо. Зачем братишка GSPD принес нам покушать свое пластмассовое ***** - вопрос открытый. Еще более интересный вопрос — зачем его потребляют толпы подростков.
Смерть баттл-рэпа
В 2018 году наконец-то схлынул интерес к баттл-рэпу. Slovo почти вымерло, питерский филиал Дэна Чейни сосредоточилась на командных соревнованиях под биты, а Версус легкой рукой Мирона превратился в третьесортное реалити-шоу с унылыми персонажами. Никакая реанимация вроде спонтанного баттла Микси и Обивана интереса не вернула, а нелепый мешок с рекламой вроде «рэпйоубаттла» только закрепил плачевное положение баттлов в современной культуре. Потому батол-рэперы могут быть спокойны — в их игру уже не лезут селебрити. Да и обычного зрителя они просто перестали интересовать.
Эпигоны «Пошлой Молли»
В 2017 году Кирилл Бледный с командой вернули гитарную музыку в тренды и заставили школьцов распевать под акустическое бренчание «Паки пусси», а также рассказали подросткам о популярной в нулевые группе «Рефлекс» (странно, что им самим никто не рассказал о существовании группы NRKTK, песни которой предвосхитили появление ПМ). Из никому неизвестного субтильного подростка солист «Пошлой Молли» в мгновение ока превратился в артиста, собирающего забитые под завязку крупные столичные клубы. Там, где есть коммерческий успех, есть и байтеры. Популярность «Пошлой Молли» породила множество без зазрения совести слизывающих их звучание коллективов вроде бесполезной группы «Завтра брошу» или выкидыша музыкального рынка «Френдзоны», чей релиз форсили музыкальные паблики и сайты, портя вкус подросткам.
Не вышедший альбом Хаски
Редакторы «По фактам» диаметрально противоположным образом относятся к самому Хаски и одинаковым — к альбому, который он принял решение удались в начале осени. Один ненавидит так и не вышедший релиз, считая его удаление дешевой позой, другой — потому что так никогда и не услышит этих песен.