Город

13 станций МЦК, о которых забыли

0 15681

Почти два года назад предыдущий начальник Московской железной дороги Михаил Глазков сказал о необходимости строительства вторых выходов на станциях Московского Центрального Кольца (далее — МЦК), но воз и ныне там, строительство так и не началось. Дополнительный конкорс открыли на станции «Локомотив», построили на станции «ЗИЛ», но из-за необходимости интеграции со строящимися станциями метро Троицкой, Бирюлёвской линий его открытие пока не состоялось. 

Сегодня же об остальных станциях, которые могли бы получить дополнительные выходы, но это пока не случилось. Также о непостроенных станциях МЦК, бывших в планах, но нереализованных.

Ботанический сад

Про историю проектирования второго выхода станции МЦК «Ботанический сад» я написал самый первый пост в своём блоге. К сожалению, с тех пор так ничего и не изменилось, кроме того, что поменялся его проект. Фото нового информационного щита с заведомо невыполнимыми сроками строительства сделал пользователь форума «Наш транспорт» tim3210 в октябре 2021-го:

Ранее рендеры нового проекта мной были замечены на сайте подрядчика — ООО «СвязьИнжСтрой» и проектировщика — архитектурно-инженерного бюро «DreamForm» (которые, возможно, занимались только освещением, как и на «ЗИЛе», где дизайн подсветки тоже их рук дело).

Проект второго выхода был изменён относительно предложенного в 2017-м году компанией АО «Ленгипротранс». Изменения есть как во внешнем виде, так и в компоновке узла, пусть и минимальные.

Схема взята из одного из отчётов по мониторингу реализации транспортно- пересадочных узлов в Московском транспортном узле, выкладывавшемся на сайте автономной некоммерческой организации «Дирекция Московского транспортного узла». Вестибюль у южной платформы (к «Ростокино») имеет здесь не только эскалаторы на уровень платформы, но и эскалаторы вниз на уровень подземного перехода к метро (в варианте 2017-го года там только лестница). Рассмотреть другие изменения мешает масштаб схемы.

Также в одном из последних их отчётов приводилась готовность в процентах на 1-е декабря 2020-го года. Можно оценить по другим объектам на МЦК того же подрядчика, что со своими обязательствами ООО «СвязьИнжСтрой» везде не справляется: надземные переходы по улице Врубеля и Старокоптевскому переулку также до сих пор не построены. И если на «Ботаническом саде» ещё можно сослаться на то, что строительству второго выхода мешало возведение эстакады Северо-восточной хорды, то в других местах такой «отмазки» нет.

На данный момент стройплощадка второго выхода выглядит замороженной. Ранее были разобраны участки платформ МЦК с западной стороны, что было необходимо для сооружения сходов их нового подземного вестибюля на них.

Возможно, стройка была приостановлена, так как эстакада создала переход типа «сухие ноги» между станцией «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии метро и действующим восточным вестибюлем одноимённой станции МЦК. Выше фото с сайта stroi.mos.ru, ниже — кадры видео с YouTube-канала «kosh_marius».

Ростокино

На станции «Ростокино» ситуация обострилась в связи с появлением прямой пересадки на одноимённую платформу Ярославского направления Москвской железной дороги. Несмотря на то, что проект западного наземного конкорса упоминается, например, в документе на строительство участка 4-го главного пути МЦК между Ярославским и Открытым шоссе, никаких подвижек по его сооружению на данный момент нет. 

Кроме того западного вестибюля здесь планируется построить южную береговую платформу, у которой остановка будет для поездов в сторону «Белокаменной». Схема, показанная выше, взята из этого Постановления Правительства Москвы от 3-го сентября 2018-го года №1028-ПП, и на самом деле иллюстрирует один из старых проектов 2013-го года станции МЦК «Ростокино», на который была нанесена развязка Северо-восточной хорды, продление улицы Бажова до транспортно-пересадочного узла и создаваемая улично-дорожная сеть Проектируемого проезда №1214.

Крымская

В 2019-м году по заказу ОАО «Автокомбинат-23», владельца торгового центра «РИО», в ГАУ «Институт Генплана Москвы» разработан Проект планировки территории между ТПУ «Крымская» и ТРЦ «РИО», который был вынесен на публичные слушания, проведённые по нему в марте 2020-го года.

Проект предусматривал «пристыковку» к западному надземному конкорсу станции МЦК «Крымская» надземного перехода к торговому центру «РИО». Однако по какой-то причине данный проект до сих пор не реализован. Есть мысль, что ОАО «Автокомбинат-23» решил не финансировать строительство. Возможно, они решили, что город и так построит выход на внешнюю сторону МЦК в рамках строительства станции Троицкой линии метро. Но её проект не предусматривает ничего подобного.

Хорошёво

Изначально на станции МЦК «Хорошёво» планировалось построить два наземных вестибюля. Но в результате там сделали только южный, да и у него сократили объём и отказались от лифтов, заменив подъёмниками. Как замена северному вестибюлю был построен надземный переход через Хорошёвское шоссе, связывающий станцию с его чётной стороной.

Как в 2013-м году выглядела концепция станции «Хорошёво» с двумя почти симметричными вестибюлями, можно увидеть на чертежах некоего ООО «Виту Проект». Ниже — схема построенного южного вестибюля. Надземный переход через Хорошёвское шоссе, который пока дублирует наземный, будет нужен, когда начнёт строить развязку с дорогой вдоль МЦК, убрав наземный. Планируется ли строить здесь северный вестибюль — неизвестно.

Автозаводская

14-го марта 2019-го года на различных официальных ресурсах города, в том числе на портале Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, появились рендеры, на которых схематично был показан сход с существующего надземного перехода у восточного торца станции МЦК на её платформу. Сообщалось, что Проект планировки территории транспортно-пересадочного узла «Автозаводская» на юге столицы прошел публичные слушания, хотя информации об их проведении я не нашёл. Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская сообщала, что:

Он предусматривает реконструкцию двух надземных пешеходных переходов со спуском на платформу Московского центрального кольца. Они соединят объекты ТПУ и прилегающие жилые кварталы. Также построят два конкорса – распределительных зала для пассажиров площадью 2 тыс. кв. метров каждый

Проект планировки планировалось утвердить до конца 2019 года. Но, либо этого не случилось, либо что-то ещё помешало его реализации.

Балтийская

На противоположной стороне МЦК в 2016-м году планировалось построить восточный вестибюль у станции «Балтийская» с выходами у Новопетровскому проезду (ранее — Проектируемый проезд №995) и улице Адмирала Макарова.

Владыкино

Тогда же восточный вестибюль предлагался к строительству на станции МЦК «Владыкино» с выходами к Сигнальному проезду и Станционной улице.

Впрочем, в представленном на общественные обсуждения в начале 2022-го года Проекте межевания территории транспортно-пересадочного узла «Владыкино» (ТПУ «Владыкино»), (СВАО) больше нет упоминания о втором вестибюле станции МЦК. Ниже на схеме слева — утверждённый в 2016-м году план межевания, справа — новый:

Угрешская

Ещё одно предложение того же времени — восточный вестибюль на станции «Угрешская» с выходами ко и 2-й улице Машиностроения и Волгоградскому проспекту. Здесь также неплохо было бы построить от восточного вестибюля выход на внешнюю сторону МЦК к перспективной станции метро Таганско-Краснопресненской линии.

Пресня

Последний раз упоминание о непостроенной станции МЦК «Пресня» было в материалах, представленных к общественным обсуждениям по Проекту планировки территории транспортно-пересадочного узла «Пресня», которые прошли осенью 2021-го года и были связаны с проектируемой станцией «Звенигородская» Рублёво-Архангельской линии метро.

Несмотря на то, что про станцию МЦК в этом месте не забыли, есть риск, что от её строительства откажутся, так как между станциями «Шелепиха» МЦК и будущей Рублёво-Архангельской линии и так уже существует пересадка, более удачная, чем может быть между «Звенигородской» и «Пресней».

В месте размещения перспективной станции МЦК «Пресня» главные пути Малого кольца Московской железной дороги заранее были разведены так, чтобы в будущем не мешать строительству, а между ними была оставлена ровная площадка. Ниже фото от rajon_pride, сделанное ещё в 2016-м:

Потылиха

Рендер данной станции долгое время «висел» на сайте АО «Мосгипротранс», а ей конструкция очень похожа на «Лужники». Станция должна была быть построена вдоль улицы Потылиха на перегоне «Лужники» — «Кутузовская» и иметь выходы на одноимённую улицу и к Бережковской набережной. Сейчас упоминание о данной станции исчезло из официальных планов, а в 2020-м году ГАУ «Институт Генплана Москвы» предложил построить от станции МЦК «Кутузовская» надземный пешеходный переход к перекрёстку 1-го и 4-го Сетуньских проездов. Если это реализуют, Потылихе уже не бывать.

Стрешнево

Документ, выложенный Владиславом Лавровым на форуме «Наш транспорт» в 2019-м году, содержит рендеры полной версии южного конкорса станции МЦК «Стрешнево», а точнее его восточного выхода (№2) к Светлому проезду.

Планировалось, что в пристройке к существующему объёму выхода разместят торговые площади и эскалаторы, которых нет в существующем объёме. Но это планировалось сделать за счёт инвестора, которого в итоге так и не нашли. 

В этом году торец выхода №2, задрапированный временным плакатом, зашили облицовкой, так как делать пристройку с эскалаторами за свой счёт город не стал. Виной этому стал открытый в 2019-м году северный конкорс-пересадка на одноимённый остановочный пункт Рижского направления Московской железной дороги и второго Московского Центрального Диаметра, в котором есть выход в город с уровня платформы (№3) на тот же Светлый проезд.

Верхние Котлы

В первых вариантах проекта станции МЦК «Верхние Котлы» предлагался надземный пешеходный переход через Варшавское шоссе. Сейчас же здесь находится наземный пешеходный переход.

В дальнейшем надземный пешеходный переход из проекта транспортно-пересадочного узла исчез и до сих пор не попадается.

Лужники

Этого соединения я не видел ещё ни в каких планах, но мне хотелось бы, чтоб оно появилось. Южная платформа станции МЦК «Лужники» (к «Площади Гагарина») заканчивается всего в сотне метров от давно построенного ещё в ходе строительства Третьего Транспортного Кольца надземного пешеходного перехода через улицу Хамовнический вал. Данный переход имеет (как почти все «надземники» у Третьего Транспортного Кольца) заделы в виде шахт под установку лифтов. Лично мне непонятно, почему было решено воздержаться от данной связки, хотя в первых проектах платформы она присутствовала. От толп болельщиков можно оградить забором трассу Третьего Транспортного Кольца с калиткой к «карману», запираемой на время массовых мероприятий

Выше отредактированный кадр из видео YouTube-канала «Ace Hart».

Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.