Вот и приближается 2020 год, а вместе с ним — следующее десятилетие. Мы не знаем, что оно нам принесет, и можем лишь планировать в предвкушении.
Однако нелишним будет оглянуться назад и посмотреть, чем же нас порадовали работники игровой индустрии в прошедшем десятилетии.
Кто сказал, что компьютерные игры — это ерунда и они не могут изменить мир?
15-е место. Последнюю строчку нашего хит-парада занимает серия «Mortal Kombat», которая в этом десятилетии радовала фанатов несколько раз: в 2012 году вышла «Arcade Kollection», затем последовала десятая часть, а в 2019 году вышла одиннадцатая. И невзирая на то, что давно уже фанаты критикуют серию за вторичность и отсутствие новизны, все же нельзя не признать того факта, что даже в прошедшем десятилетии игровая серия с неправильно написанным словом — это король файтингов.
Стартовавшая в далеком 1992 году, серия прошла очень долгий, тяжелый и полный проблем и терний путь. Много раз «Mortal Kombat» оказывался на грани вымирания, когда менялись концепции и требования издательств. Однако вот в чем все могут быть всегда уверены: какой бы ни получилась новая часть в итоге, это все равно будет тот самый «Mortal Kombat». И пока что нет файтинга, который смог бы посоревноваться с популярностью этой игры на мировом уровне.
14-е место. Эту позицию неожиданно для многих занимает серия «FIFA» от Electronic Arts, которая каждый год выпускает новые игры. Как и в случае с предыдущим номинантом, для многих ассоциацией с футболом является именно эта компьютерная игра, причем с 1993 года. Подобно ее ответвлениям вроде хоккея или баскетбола, «FIFA» популяризировала спорт для детей, которых он не особенно привлекал изначально.
Пусть на пятки этой серии вовсю наступает «PES», которая тоже ведет родословную с 1995 года, все же игры от EA пока что остаются лидером спортивных симуляторов на рынке. Правдоподобная физика реально существующих футболистов, женский футбол, разные режимы сетевой игры вроде совместных сезонов — все это влюбило в «FIFA» многих людей, которых реальный футбол может даже не интересовать.
13-е место. Игра, которая заставила многих по-новому взглянуть на киберспорт и серьезность этой спортивной дисциплины, — «StarCraft II» от 2010 года. Лиги и дивизионы впервые получили широкую огласку именно в этой соревновательной стратегии, а теперь мы можем видеть их в самых разнообразных продуктах и жанрах. Гибкая настройка матчей сетевой игры позволила вывести стратегический киберспорт на мировую арену и вдохновить создателей таких продуктов, как «Dota 2», на многие изменения оригинальной концепции.
Ну и, конечно, излишним будет говорить, что сложно в прошедшем десятилетии назвать стратегию в поджанре RTS, которая может конкурировать со «Старкрафтом». И во многих из новичков вы так или иначе обнаружите следы Blizzard, как бы иногда это ни отрицалось.
12-е место. На этой позиции вновь разместилась соревновательная игра, которая также серьезно повлияла на мировой спорт, — «War Thunder». Бесподобный симулятор боевой техники, который был признан лучшим в контексте освещения Второй мировой войны, а также до- и послевоенного периодов.
Симулятор демонстрирует огромное количество классов авиации, бронетехники и флота, а геймеры могут посетить такие значимые исторические места, как Сталинград, Берлин, Нормандию, Курскую дугу и многие другие. И более того, это была первая игра, которая позволяла консоли PlayStation 4 поддерживать клавиатуру и мышь сверх привычного контроллера. «War Thunder» по праву носит звание самой правдоподобной и масштабной ММО на тему Второй мировой.
11-е место. На одиннадцатом месте приютилась тактическая ролевая игра, которая завоевала горячую любовь многих олдскульщиков мира, — «XCOM: Enemy Unknown». У игры почетная родословная, которая берет истоки в 1993 году: прообраз ремейка был создан еще для MS-DOS и Amiga, но был лучшим представителем игр на этой платформе.
«XCOM» совершил больше, чем от него требовалось: вместо скучного и насквозь вторичного ремейка мы получили фактически новый жанр, который совмещал в себе все лучшее от ролевой тактической игры, легкой стратегии и симулятора создания бойцов, который мог затянуть похлеще «Симс». Вторая часть лишь укрепила позиции первой, внеся несколько новых революционных решений вроде генерируемых уровней и эксклюзивной механики боссов — Избранных.
Многие тактические ролевые игры за прошедшие годы даже не скрывали своего родства и гордо объявляли себя «наследниками „XCOM“».
10-е место. Не получившая такой широкой известности, как планировалось, «Alien: Isolation» для многих геймеров прошла незамеченной. Достаточно классический хоррор, который может показаться ничем не выделяющимся на фоне того же «Outlast», все же имеет одну весьма отличительную особенность: искусственный интеллект Чужого.
Это не тот хоррор, в котором вы, как всегда, убегаете от толпы врагов, прячетесь под кроватями или в шкафах и получаете в лицо массу скримеров, которые скорее раздражают, а не пугают. Вся суть игры — это дуэль человека и Чужого в темных и мрачных коридорах. Монстр учится, постоянно анализирует ваше поведение и выбирает методы достижения цели, которые могут удивить или напугать. Он кажется по-настоящему живым. Кстати, может быть, прямо сейчас он уже стоит за вашей спиной?..
9-е место. Вы знаете, о какой игре мы сейчас скажем, по фразе «не торт». И не спешите возмущаться: да, игра вышла в 2004 году — казалось бы, ей не должно быть места в топе игр этого десятилетия. Однако все же мы поясним, чем она заслужила свое место: не считая того, что «World of Warcraft» — это воистину король всех ММОРПГ, чьих высот пока что никто не смог достичь, даже ЕА с франшизой «Звездные войны», она постоянно меняется и обновляется.
Именно в 2010 году произошел стык поколений, когда уже вышло дополнение «Катаклизм», но пока еще панды были в пути. В новом десятилетии игра довела до совершенства функцию, которую в зачаточном виде мы увидели в «Короле-личе» — это технология фазирования, позволяющая изменять локации в зависимости от действий игрока. Игрок наконец смог увидеть последствия своих действий, что для ММОРПГ было достаточно круто.
И до сих пор эта технология полируется, обещая обрести новый облик в очередном грядущем адд-оне «Варкрафта», хотя появилась-то она изначально в результате бага. Может, и «не торт» конечно, но все еще — король инноваций в жанре.
8-е место. 2010 год разродился игрой, которую многие горячо ждали, словно любимого солдата из армии. Да, это вестерн «Red Dead Redemption», ребятки, и она должна была положить конец спорам по поводу неоднозначной четвертой части «GTA», чьим жанровым наследником являлась.
Смелая и брутальная, получившая самые разные отзывы за сцены ню, грабежи и огромный открытый мир, который не знает пределов. Принципы выбора и ношения оружия затем плавно перекочевали в «GTA V», а революционные идеи игры в открытом и свободном мире получили самое масштабное продолжение во второй части, которая наделала много шума и которой даже была посвящена серия «South Park».
Мы долго сомневались, кому же отдать эту строчку — «GTA» или «RDR», но, по правде говоря, эти игры являются естественными симбионтами, вбирая лучшее друг у друга.
7-е место. «Фус ро да!» вошла в историю как самая меметичная и повторяющаяся фраза, изменившая жизнь всего интернет-сообщества. «The Elder Scrolls V: Skyrim» перевернула сознание и оторвала многих людей от реальной жизни осенью 2011 года. Многократно номинированная на разнообразные награды и одна из самых коммерчески успешных, эта ролевая игра также предлагает геймеру опыт жизни в открытом фэнтезийном мире.
Главный герой игры Довакин давно покинул вселенную «Скайрима» и поселился в умах даже тех людей, которые понятия не имеют, откуда он взялся изначально. Игра оказала такое мощное культурное влияние на человечество, что благодаря ей в университетах ввели отдельные курсы про скандинавскую мифологию, а многочисленные аллюзии и отсылки просматривались даже в серьезных телевизионных продуктах.
Присмотритесь к «Игре престолов»: нам кажется, что Джордж Мартин сам поигрывал за Довакина, уж очень подозрительно все у него получилось с драконами.
6-е место. Изначально выпущенная как очередной эксклюзив для Playstation в 2010 году, эта игра перевернула представление многих о том, что игры — это якобы не искусство и развлечения для детей. Конечно же, мы о «Heavy Rain», которой куда больше подходит звание интерактивного кинематографа, а не традиционной виртуальной забавы.
Игра не представляла каких-то особо революционных решений в части графики и не поражала воображение проработанным открытым миром: она взяла быка за рога именно сценарным искусством. Игроку предстояло влезть в шкуру сразу нескольких человек и связать все нити вместе, чтобы пройти через драматические события их жизни и спасти маленького ребенка. Впервые была использована технология Quick Time Event (QTE), которая потом получила свежее дыхание в играх от Telltale вроде «Волка среди нас» и «Ходячих мертвецов».
Автору этого хит-парада, не единственному в редакции, кто притронулся к данному произведению искусства, не стыдно признаться, что на титрах он пустил слезу. И пусть только кто-то попробует сказать, что игры — не серьезное искусство.
5-е место. Как писалось в давнишем мануале для игрожуров: «Если не знаешь, что писать, напиши, что это игра типа Dark Souls». Рубиловка в жанре экшен-РПГ, которая изначально должна была стать очередной сказкой про драконов, в 2011 году произвела натуральную революцию в жанре. Игра затем породила многочисленные клоны и подражания, про которых так и говорили — «это Dark Souls-игра».
Если вы ищете, как описать свою фрустрацию от заваленной сессии или расставания с любимым человеком, достаточно сказать: «Это и вполовину так не поджигает корму, как очередной час за Dark Souls». Хардкорная, сложная, тестирующая игрока на прочность и способная как обрушить, так и поднять самооценку — она вернула геймерам давно утраченное чувство вызова. «Shadows Die Twice» лишь усилила это чувство, а свеженькая «Jedi: Fallen Order» робко позаимствовала некоторые элементы, зная, куда ветер дует.
Ну и справедливым будет сказать, что своим фурором серия «Dark Souls», как и ее многочисленные последователи, обязана прежде всего игрушке под названием «Demon's Souls» — именно она положила начало серии, которая затем просто сменила первое слово в названии.
4-е место. Иногда случаются настоящие чудеса. Так произошло когда-то и с обычным геймером с длинным никнеймом PlayerUnknown, который в процессе создания очередного мода к «ArmA 2» случайно популяризировал не просто игру, а целый игровой жанр. Да, мы, разумеется, говорим о «PUBG».
Режим «Battle Royale» («Королевская битва») сейчас воспринимается как нечто давно существующее и обязательное для любой онлайновой «мясной» игры, в которой должно участвовать много игроков сразу. Мы бы солгали, если бы сказали, что Брендан Гринн именно создал жанр — нет, многопользовательские игры уже использовали подобные механики. Однако бешеной популярности «Королевская битва» обязана именно «PUBG».
И — эй, мы нисколько не умаляем этот режим в «Fortnite», но Брендан Гринн стрелял первым: его игра вышла на несколько месяцев раньше в 2017 году.
3-е место. Один человек в редакции, которому и было доверено написать весь этот текст, является адским поклонником «Mass Effect». Но ему придется быть объективным: настоящий глоток свежего ролевого воздуха геймерам всего мира подарила польская студия, которая выпустила третью часть похождений Белого Волка — «Ведьмак 3».
Обезумевшие от многочисленных продуктов, которые лишь эксплуатировали идеи ролевых игр предыдущих поколений, геймеры жадно припали к «Ведьмаку» как к святому источнику. Игра не просто получилась крепкой и добротной: она задала всему жанру необычайно высокую планку, которую до сих пор многие боятся даже пытаться взять. Мир, который исследует ведьмак, не просто красивый — он дышащий, в него хочется верить, в нем хочется остаться жить навсегда. Персонажи — не просто болванчики, которые повторяют скрипты, а живые люди, проблемами которых искренне проникаешься.
Происходящее в «Ведьмаке» даже игрой назвать тяжело: это именно ролевая постановка, которая по степени вживаемости в мир может посоперничать с реконструкторскими фестивалями. Нам не хватит места в статье, чтобы описать все ее плюсы, лишь отметим также гордость за соотечественников: качество российской локализации — это теперь эталон перевода и актерской игры даже для кинематографа. Ну и, это… Ламберт, хочешь стих?
2-е место. Мы уже физически ощущаем всей редакцией, как вы недовольно смотрите в монитор, как ваши зубы скрежещут, а бедная мышь грозится быть разбитой о стену… потому что «Death Stranding» 2019 года — это та самая игра, которую проще ненавидеть, нежели любить. Получившая разгромные рецензии у многих критиков, утомившая геймеров своей однообразностью и получившая звание «симулятора курьера».
Однако не все так просто — и дело тут даже не в гениальности Кодзимы, хотя в ней тоже. Как игра «Death Stranding» действительно скорее провальна. Но в том и ее прелесть: это смелый эксперимент, который стремится играть на самых глубоких душевных струнах людей, а не посредством сержанта Графоуни или других штучек.
Именно здесь вы в полной мере ощутите смысл одиночества и радости от следов пребывания других людей в вашем тоскливом мире. «Death Stranding» мучает сознательно, именно с одной целью: заставить вас отложить геймпад после титров, а затем обнаружить, как все-таки прекрасен мир вокруг вас — за пределами экрана. Да, этот симбиоз фрустрации и радости был задуман Кодзимой изначально. Гений, что тут еще скажешь.
1-е место. Ее можно ненавидеть, в ней можно жить, ее можно объявлять национальным врагом первого порядка, который заставляет сотни тысяч людей уйти в глубокий эскапизм. Но примите как должное: начавшая как скромный мод к «Warcraft 3», в итоге она обзавелась громким именем, которое знают многие родители мира: «Dota 2» 2010 года выпуска.
«Dota 2» — это больше, чем головная боль соседей, которые слышат самые замысловатые ругательства и даже больше, чем нарезка забавных фейлов на YouTube. Это игра, которая заставила мировое сообщество признать: игры — это спорт. Это очень серьезный спорт, который требует навыков, особой координации, сосредоточенности, недюжинных интеллектуальных данных, а также социализации, которая позволит команде действовать как единый организм, слаженно и четко.
Мы начали путь к видеоиграм с забавных звуков и двух палочек с точкой на черно-белом экране. Это было забавой для инженеров, работающих допоздна на «первобытных» компьютерах. В итоге мы пришли к мировой спортивной дисциплине, которую освещают СМИ, телевидение и в которую даже играет Иван Ургант на своем телешоу. Геймеров наконец перестали считать взрослыми детьми, так что давайте поаплодируем победителю этого десятилетия: благодаря «Dota 2» и всем играм предыдущих позиций с геймерами считаются во всем мире.
Приз зрительских симпатий. Мы не могли в конце этого длинного рейтинга забыть про нишу инди-игр. И хотели бы особо отметить одну игру, которая тронула сердца многих людей и сделала многое для реального мира. Это «This War of Mine», созданная маленькой студией в 2014 году. И одним из разработчиков оказался Эмир Церимович, который пережил осаду Сараево в своем детстве, — именно эти воспоминания и эмоции он и вложил в проект.
«This War of Mine» не дает игровой индустрии особых революционных достижений в геймплее, графике или звуковом сопровождении. Она работает на более тонком уровне: совершает революцию в душах геймеров, показывая войну не со стороны бравых бойцов, а со стороны обычных мирных жителей.
Этот посыл был услышан, а потому «This War of Mine» также отметилась тем, что собрала 500 000 долларов на оказание помощи детям, пострадавшим от военных конфликтов. Все эти деньги собрали именно геймеры. И в такие минуты ты по-настоящему гордишься тем, что ты — часть игрового сообщества.
В заключение предлагаем вам посмотреть этот прекрасный видеоролик и прикоснуться к вечности. Увидимся в следующем году, в новых сражениях и новых победах.