Кино

2013 как год кинематографа

0 221

В феврале не стало Алексея Германа. Фильм «Трудно быть Богом», который мастер снимал более 10 лет, на радость поклонникам выйдет в прокат в начале 2014 года. Март забрал Андрея Панина – актёра, чьи характерные и часто отрицательные роли навсегда запомнятся зрителям. Уже после его смерти, в ноябре, на канале «Россия 1» начался показ сериала «Шерлок Холмс», где Панин воссоздал оригинальный образ доктора Ватсона. В марте ушёл из жизни и Валерий Золотухин, снискавший народную любовь ролью Бумбараша в одноимённом фильме. Картина по мотивам повести Гоголя «Вий», где актёр сыграл Явтуха, планируется к прокату уже в новом году.

В мае нас покинул Алексей Балабанов, помимо прочих заслуг навсегда оставшийся в памяти как автор культового «Брата». Фильм «Я тоже хочу», где режиссёр сыграл практически самого себя, стал пророческим и последним в его карьере. С разницей в несколько дней умер Пётр Тодоровский, писавший музыку к своим фильмам, не имея специального образования. «Военно-полевой роман», «Интердевочка», «Анкор, ещё анкор!» – не верится, что в России есть люди, которые не видели хотя бы одну из этих картин. На этом список ушедших не заканчивается – светлая всем память. И нашим соотечественникам, и зарубежным актёрам, режиссёрам, операторам. Но, пожалуй, больше не будем о грустном.

Совершенно в иной плоскости лежит известие о новом гражданине Российской Федерации – знаменитом Жераре Депардье. Не сойдясь в вопросах налогообложения с французскими властями, несдержанный Обеликс громко хлопнул дверью, отказался от родины и обрёл новую. Поговаривают, что сам Владимир Владимирович 5 января 2013 года передал Жерару лично в руки российский паспорт. После чего винодел с именем стал особо любим губернаторами и президентами республик, которые наперебой доказывали свою гостеприимность предлагаемыми ему квадратными метрами жилплощади и заманчивыми должностями.

А вот бывший соотечественник Депардье Венсан Кассель весьма растрогал мужскую часть населения планеты, когда развёлся с Моникой Белуччи. Кто-то лишился сна, а кто-то, вероятно, обрёл надежду. Пара, которая на протяжении 14 лет доказывала своим примером возможность существования идеального кинематографического брака, вдруг решила официально сложить с себя эти полномочия. Последовав их примеру, Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс тоже объявили о расставании в августе, но потом всё же одумались и опять воссоединились в начале ноября.

Дела свадебные всегда были интересны публике – будь в них замешаны хоть знаменитости, хоть ребята из соседнего подъезда. Этим обстоятельством и воспользовался дебютант большого кино Жора Крыжовников. Продюсер Тимур Бекмамбетов сделал на него ставку и не промахнулся. Комедия «Горько!» в российском прокате собрала кассу, в десятки раз превышающую её бюджет. Пожалуй, это будет один из самых рентабельных фильмов года. Комедийное мокьюментари, в котором показана свадьба почти обыкновенных людей, с чередой печальных и весёлых моментов, покорила сердца россиян, которые не пожалели денег на поход в кинотеатр.

А самым кассовым фильмом в карьере Квентина Тарантино оказался киноманский, как всё тарантиновское, вестерн «Джанго освобождённый», который на суд российских зрителей представили 17 января. Чуть позже, 24 февраля, стало известно, что картина получила двух «Оскаров». В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» победу одержал Кристоф Вальц, блестяще исполнивший роль доктора Кинга Шульца. Вторая статуэтка досталась самому Квентину за «Лучший сценарий».

Лучшим же фильмом года киноакадемики признали «Операцию «Арго» с Беном Аффлеком в главной роли и в режиссёрском кресле. Лента не в метафорическом, а в самом прямом смысле показала, как кино способно спасти человеческие жизни. Политический триллер о специфических особенностях голливудской «кухни» попытался объективно взглянуть на иранские события тридцатилетней давности.

Триумфатором Каннского кинофестиваля стал фильм о французской старшекласснице – «Жизнь Адель». История о первой настоящей любви в квир-интерпретации так растрогала жюри, что оно впервые за всю историю смотра вручило сразу две «Золотые пальмовые ветви». Причём получил их не режиссёр фильма, а актрисы, исполнившие главные роли.

Своеобразным российским ответом европейским историям о подростках выглядит фаворит «Кинотавра – 2013» – фильм «Географ глобус пропил», о том, как провинциальные школьники во главе с учителем-алкоголиком отправились в путешествие, после которого стали другими. Качественно сделанная картина с достойной актёрской работой и узнаваемой режиссурой Александра Велединского благодаря своей философской проблематике и эстетике сегодня выглядит как беспощадное ретро из 90-х или даже 80-х годов прошлого века. Вероятно, сказалась литературная основа – одноимённый роман Алексея Иванова увидел свет ещё в середине 1990-х.

А вот «Андроид» режиссёра из Нидерландов Бобо Боерманса, напротив, выглядит ультрасовременным по тематике и технологическим примочкам. Сюжет интерактивного, но откровенно слабого молодёжного триллера крутится вокруг девушки, которая неожиданно обнаружила в своём смартфоне мобильное приложение, способное давать ответы на любые вопросы. Зрителям предложили перед просмотром установить на свои гаджеты похожую программу, которая бы создала дополнительную реальность, неожиданно включаясь во время просмотра. Точнее, так это выглядело в теории. На практике же мало кому удалось загрузить это приложение. Ну а те, кому всё-таки посчастливилось это сделать, не смогли в полной мере оценить разрекламированную технологию – программа отказывалась работать стабильно. Первый (по крайней мере, так уверяют создатели) фильм, созданный подобным образом, оказался как первый блин.

Между прочим, IT-тематика за прошедший год стала чуть ли не самой востребованной в киноиндустрии. За небольшой срок вышло сразу несколько биографических картин. О Стиве Джобсе – широко разрекламированная драма «Джобс: Империя соблазна» и придурковатая телевизионная комедия «iСтив», которую посмотрели пара гиков. О Джулиане Ассанже, создателе WikiLeakes – байопик «Пятая власть». Чуть было не состоялась и премьера «Стартапа» от Романа Каримова, прообразом главных героев в котором являются основатели «Яндекса» – Аркадий Волож и Илья Сегалович. Релиз перенесли на начало апреля 2014 года. Примерно столько же художественных картин о гениях компьютерной эры вышло в период с 1999 по 2010 год – от «Пиратов Силиконовой Долины» до «Социальной сети».

И логичность этой тенденции – налицо. Не стихает борьба между блюстителями авторских прав и сторонниками неограниченного доступа к многочисленным медиафайлам, в том числе и киношным. Неугомонный пират номер один Ким Дотком в начале года вопреки американскому правосудию открыл новый файлообменник. А в России 1 августа вступил в силу «антипиратский» закон (пока речь идёт только о фильмах), который ввёл процедуру удаления контента с торрентов и других ресурсов по запросу правообладателей. На деле закон пока работает слабо, так как натолкнулся на нешуточное сопротивление прогрессивной части пользователей интернет-сообщества.

И вот, как будто желая утешить зрителя, лишённого возможности качать не только новинки, но и фильмы, ставшие классикой, прокатчики устремили свои взоры в прошлое. И речь идёт отнюдь не об оттридэшенных картинах вроде «Парка Юрского периода». Теперь можно смотреть на большом экране в обычном формате такие шедевры, как, например, «Криминальное чтиво», «Эдвард руки-ножницы», «Ромео + Джульетта». И в этом, безусловно, тоже есть свой резон. И своя тенденция, набирающая обороты.

Вот таким, неоднозначным и разноцветным, оказался ушедший 2013 год для всех любителей кинематографа.