Эй, щеглы! Вы правда думаете, что панк-рок придумали «Тараканы»?
А рэп, видимо, Децл…
Андрей «Бледный» Позднухов в соцсетях.
Осенью 2014-го, после выхода альбома «Русский подорожник», который, без преувеличения, взорвал околомузыкальную российскую тусовку, произвел революцию в промоушене… В общем, наделал много шума во всех смыслах, не говоря уже о локальных конфликтах в головах тысяч слушателей, породил кучу творческих (и не только творческих) союзов, мне, как человеку, любящему группу 25/17 трепетно и нежно, было немножко тревожно за парней.
Слишком высокая творческая планка была задана. Теперь, получается, парням надо было соответствовать ими самими же и созданному идеалу.
«Русподорожник» состоял из глубокой философии, глубинного фольклора, многочисленным отсылам к Священному Писанию, к русской истории — новейшей и древней, и т. д. и т. п. Плюс высочайшей пробы пафос — ну, а как без пафоса, если речь в альбоме шла о высочайших же материях? О том, как жить в жизни вечной — которой неизбежно предшествует смерть земная. В общем возникал резонный вопрос: а что дальше? В смысле, куда шагнет группа, если шагать, кажется, дальше (и выше) уже некуда?
Невольно вспоминались биографии Моррисона и «Дорз», Роттена и «Пистолетов» — есть в рок-н-ролле такая хорошая традиция — играть в ящик на пике. Ну, или в лучшем случае, объявлять о распаде группы…
А парни из 25/17 беспечно топали по этой дороге дальше: участие в сценической постанове «Обитель. 16 рота» по Прилепину (тем, кто не читал или забыл «Обитель» — напоминаю, что на сленге соловецких концлагерей «отправить в 16-ю роту» означало именно что отправить на тот свет). А потом бац — и «могутный римейк» на песню группы «Кино». Что случилось с «Кино» и Цоем — думаю, напоминать не надо. Да еще и для творческого переосмысления парни взяли не какую-нибудь «Восьмиклассницу», а сразу «Весь мир идет на меня войной», из звездно-последнего творчества Цоя. Не хилая заявочка.
Так что, когда 25/17 объявили о выходе альбома «Пар» — день в день через год после выхода «Русского подорожника», да еще уточнили, что «Пар» будет сопровождаться ежедневными премьерами видео-историй, (как и год назад) лично я только заволновался и к общему рёву восторга не присоединился. Прежний «русскоподорожный» накал выдержать невозможно — точнее, возможно, но это может привести к самым печальным последствиям. (Тем более, что группа шла к этому градусу логично и последовательно от года к году, «РП» не был случайным попаданием в яблочко) А если выйдет лажа — то вроде как будет еще хуже. Короче, пат. Или Ίχθύς.
Говорят, чувство юмора — непременный, если не главный признак ума. Точнее, мудрости. В своем творчестве тандем Позднухов/Завьялов если и не делали заявку на мудрость — но регулярно отсылали к знаниям, явно превышающим средний ай-кью среднего меломана. Много ли слушателей поймут, что «Друг может стать ближе, чем брат» — это не только и не столько про крепкую мужскую дружбу? Многие ли из собравшихся в 2010 на Манежке, и чуть позже сделавшие своим гимном песню, написанную «по горячим следам», понимают, о чем строки
Они хотят разрушить тело наше изнутри,
Больше всего хранимого сердце свое храни.
В общем, парни если и не всегда были по-настоящему глубоки, то строго требовали мудрости от слушателей. Или показывали им, к мудрости какого рода следует стремиться. И где ее черпать.
«Наша музыка — конечно, не для подростков. У 14-летних просто ещё не может быть того жизненного опыта, который необходим для понимания наших песен…
…А вообще мы всегда — из альбома в альбом — поем об одном и том же. Только по-разному…».
А.Позхднухов
Но уж два последних альбома группы — «Песни о Любви и Смерти» и «Русский подорожник» продемонстрировали вполне себе мудрых дядек. Поэтов с большой буквы «П». С этой же буквы начинается слово «постмодернизм» — кажется, самое любимое слово Андрея Александровича Позднухова.
Что же, учитывая все вышенаписанное, могло случится со следующим альбомом? Парням из 25/17 можно апплодировать стоя. Ребята поступили гениально. Они взяли и выпустили «Пар». Во всех смыслах. Я представляю, сколько преданно-фанатских челюстей изумленно отпало, когда они услышали:
Я уже не тот
И ты уже не та,
Молодость ушла
И вместе с нею красота!
И все это под развеселую колотушку и разухабистый ритм классического панк-рока. И кто бы мог подумать, что после эпического:
Мы — народ-богоносец,
Мы — народ-победитель…
Бледный пророк (кстати, радикально укоротивший свою фольклорную бороду) заорёт, как дурной:
Любила! Убила!
Ты сука, Людмила!
И после наше-радиационного «Девятибально»…
Я мечтаю взойти по лестнице Иакова,
Сказать Всевышнему: я благодарю…
…было крайне неожиданно услышать нечто кукрыниксоподобное, тоже 1-в-1 попадающее в саунд «Нашего», и столь же незамысловатое:
Живы будет — не помрем,
А помрем — чего уж думать,
Здесь за каждым декабрем — деревянные костюмы…
Настолько неожиданно, что не всякий сможет с первого раза услышать, о чем вообще песня. (А цитаты «из классики» есть и там — как и везде в творчестве группы). Я даю своё самое ценное на отсечение — хрен бы кто из фанатов группы «вслепую» узнал в беззаботном и напористом панке «Пара» своих любимых «Иезекиилей». И звук у альбома абсолютно стадионно-ротационный — хотя писался он сходу, в гаражах и на свалках. Звёздный звук. В смысле, качественно-попсовый. Вспомнилось недавнее высказывание Позднухова в соцсетях: «…После этого фестиваля я окончательно понял, что мы не рэп, а попса…».
Если когда-то, в бурной сибирской молодости, парни из 25/17 доказали, что они настоящие уличные псы, если предыдущим альбомом «РП» парни доказали, что они поэты (а «10 лет на волне» еще и доказали, что они музыканты), то теперь, с выходом «Пара», хочется воскликнуть: «Артисты!».
Это, кстати, реально храбрый ход. 25/17 взяли и разом сбили весь предыдущий пафос и всю предыдущую рвущую нервы и душу напряженность. Тем самым продемонстировав восхитительное чувство юмора — а о чувстве юмора я уже прописал выше. И, кстати, «обнулились», открыв для себя возможность начинать (мыло-мочало) сначала, с чистого листа. По новой накачивать атмосферы в паровом котле локомтива 25/17. (По инсайдерской информации, уже активно пишется новый альбом и готов в черновиках еще один) Притом, что весь предыдущий творческий багаж никуда не делся. За 10 лет, как говорится, есть много что прочесть в бортовом журнале.
— Мы уже взрослые дядьки. Можем позволить себе посмеяться и над другими, и над собой.
А. Позднухов.
От 25/17 уже отворачивались и отказывали репперы. Группу считали «предателями нации» оголтелые ультраправые. (При том, что одновременно 25/17 не жаловали и «радикальные либералы») Все это происходило скачкообразно, после очередного альбома тандема. Интересно, кто отвалится от тусовки фанатов на этот раз?
…Многих нам не надо —
Свои поймут главное…
Впрочем, это цитата из более раннего творчества группы. Но это стало принципом группы: возрастая сами, они требуют роста и от своих слушателей — и душевного, и духовного, и интеллектуального. Кто не тянет этой не всегда заметной глазу нагрузки — отваливается, недовольно бормоча и плюясь. Видимо про таких отвалившихся Позднухов и заявляет почти сразу в новом альбоме:
Ну сколько ж ещё раз
Мне нужно вам сказать,
Что мне давно плевать...
Самое любопытное, что в результате всех этих «отпаданий» самых, казалось бы, преданных и ярых фанатов, число поклонников группы только росло. Илья Дурманов, директор группы, при личном общении иногда напоминает тайного олигарха. Или, точнее, кого-то вроде Стива Джобса: в его распоряжении есть капитал, который стабильно возрастает в цене. Во всяком случае, посещаемость концертов группы стабильно растет из года в год: несмотря ни на какие экзерсисы музыкантов.
Потому что нормальных людей все-таки больше, чем идиотов.
— Я тогда, в бурной молодости, к рэпу относился не серьезно. (Бледный)
— Так ты и сейчас к нему не серьезно относишься!
Из разговоров внутри «группировки» 25/17.
Вне же «околохудожественного» анализа текста хочется сказать пару ласковых слов о «паровой» работе.
В моем мире только свет, свет, свет…
В моем мире всех вас нет, нет, нет.
Песня «Свет», альбом «Пар».
В клипах, в звучании музыки, в голосах альбома слышится исключительная свежесть и непринужденность. Такую музыку хочется «врубать» с утра, и под нее чистить зубы. Создается такое ощущение легкости, как будто 25/17 выпустили «Пар» одной левой, легко и непринужденно.
Однако только профессионалы могут оценить, ЧТО это такое — записать пять песен и пять клипов за пять дней. Это находится на грани физических возможностей человеческого организма и психики. Это пять дней без сна, зачастую даже без возможности поесть по человечьи. Это пять суток непрерывной тяжелой работы. Кроме того, это находится на грани фола с чисто организационной точки зрения — чтоб все сошлось/срослось (и никто не улетел в кювет, заснув за рулем) — надо очень здорово хотеть и очень здорово уметь.
И у парней получилось. Вероятно, их ген-продюсер всё тот же Парень Сверху.