Общество

25 марта выборы должны пройти прозрачно

0 262

Выборы. Южная ОсетияДо 25 марта остаются считанные дни. В воскресенье народ Южной Осетии вновь будет выбирать президента своего государства. Большинство населения надеются, что с избранием нового главы государства, период политического кризиса, больше походивший на югоосетинский вариант "Смутного времени", наконец-то благополучно завершится и новая власть возьмется за решение острейших политических и социально-экономических проблем, поставивших государственность РЮО перед тяжелейшими испытаниями.
И действительно, медлить больше нельзя, политическая линия, когда существующие в обществе проблемы и противоречия замалчивались или подавлялись, создала эффект парового котла и когда градус кипения достиг критической точки, мы все стали свидетелями бурных событий. Ситуация сложилась почти как у классиков - верхи не могут больше управлять по-прежнему, а низы не хотят жить по-старому.
Проблемы, породившие кризис, появились не в прошлом году, и даже не после августа 2008 года. Перекосы в модели взаимоотношений общества и власти исходят из той конструкции, которая была выстроена еще в 90-е годы, и просуществовала до сих пор, лишь изредка претерпевая легкий косметический ремонт. Внешнеполитическая неопределенность также препятствовала тому, чтобы и власть, и общество более активно принялись за выстраивание новой модели развития республики, в котором не будет лишних, "чужих" и "своих", а каждая смена власти не будет сопровождаться массовым исходом части населения из республики. Однако при сегодняшних настроениях общества продолжение существования старой модели грозит еще более сильным политическим взрывом, лимит доверия, которое общество готово дать новому президенту, далеко не так значителен, как раньше.
Впрочем, если судить по программам и заявлениям кандидатов, они вроде бы осознают степень ответственности, которая на них ложится, и понимают, что за повторение ошибок прежних руководителей спрос с них со стороны граждан республики будет большим. По крайней мере хотелось бы в это верить.
Для решения сложнейших задачах, стоящих сегодня перед республикой, действительно необходима консолидация усилий всех политических сил и слоев общества. Консолидация не вокруг определенной личности или политической силы и не против кого-то. Объединение должно произойти вокруг общей для всех идеи укрепления государственности Южной Осетии, создания процветающего правового государства, где, наконец, не будет клановой грызни и уличных понятий.
Можно, конечно, понять и объяснить настроения тех, кто сегодня настроен игнорировать выборы или голосовать против всех. События ноября-декабря действительно явились шоком для всего общества и потрясли государственность, которую мы все защищали и оберегали и ради которой перенесли столько лишений и жертв. Не допустить повторения таких сценариев в будущем - такая задача также стоит в числе первых перед тем, кто будет избран 25 марта, потому что просто так проигнорировать произошедшее и идти дальше не получится. Судя по обещаниям большинства кандидатов провести расследование ноябрьских событий и дать им правовую оценку, такое понимание с их стороны существует. Необходимо создать четкий правовой механизм урегулирования подобных кризисов, а еще лучше, конечно, не доводить ситуацию в обществе до этого. Следует четко осознавать, что еще одна отмена выборов или их срыв по каким бы то не было причинам может оказаться смертельным ударом по нашей государственности, превратить Южную Осетию в глазах и друзей, и врагов в несостоявшееся государство.
Поэтому в интересах республики 25 марта выборы должны состояться и пройти прозрачно, в полном соответствии с международными нормами, без какой-либо последующей дестабилизации. Срыв выборов опасен не только из-за последствий для имиджа республики, к еще более негативным последствиям может привести последующая неопределенная ситуация. Следует также учитывать, что Южная Осетия находится не в вакууме, и процессы, происходящие в ней, могут спедалировать обострение обстановки вокруг нее.

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ НАХОДИТСЯ НЕ В ВАКУУМЕ

В Грузии одновременно с предвыборной кампанией в Южной Осетии проходят совместные грузино-американские военные учения "Agile Spirit". Нелишне напомнить, что событиям августа 2008 года также предшествовали американо-грузинские учения. Нынешние учения в Вазиани начались 10 марта и продлятся две недели, в них принимают участие военнослужащие 4-й пехотной бригады вооруженных сил Грузии и более 300 морских пехотинцев 12-х ротационных сил Черноморского региона, которые являются составляющей частью корпуса морской пехоты США, а их база расположена в румынском городе Констанца.
18 марта на Вазианской военной базе, где проходят учения, появился Михаил Саакашвили вместе с министром обороны Грузии Бачана Ахалая и командующим ротационными силами Черноморского региона в Грузии вице-полковником Рек Коудсом. "Наши военные получили опыт и знание от представителей лучшей в мире армии. Каждые такие учения имеют для нас жизненное значение, так как наши военные получают боевой опыт. Если у армии нет боевого опыта, особенно в нашем регионе, копейка ей цена", - воинственно вещал грузинский лидер.
По его словам, за последние годы вооруженные силы Грузии достигли серьезного прогресса в боевой подготовке, усилении оборонной инфраструктуры, а также в производстве боевой техники. В подтверждение своих слов президент привел бронетранспортеры грузинского производства "Дидгори", которые участвовали и в нынешних учениях.
Кстати, чудеса грузинского военно-промышленного комплекса, который вдруг вознамерился обогнать знаменитый уральский "Танкоград" в годы Великой Отечественной, объясняются достаточно просто. Столкнувшись с противодействием России в деле дальнейшей милитаризации грузинской армии, Грузия и ее покровители нашли способ обойти создаваемые Россией препятствия. Теперь вместо того, чтобы закупать в готовом виде технику, в Грузии ее банально собирают из готовых комплектующих, выдавая за творения грузинского инженерного "гения", который за прошедшие 20 лет смог разве что приспособить противоградовую установку "Алазань" для неприцельной стрельбы по жилым кварталам Цхинвала, предварительно начинив ракеты болтами и подшипниками. На большее грузинские "фердинанды порше" и "шпеееры" не способны. Поэтому бронемашины "Дидгори", "Лазика", якобы грузинские "Грады" - это всего лишь образцы иностранной военной техники. Вот если грузинское ВПК объявит о создании минометов "Мацони-молоко", в это еще можно поверить.
Тем не менее, это не меняет суть картины - Грузия вновь усиленно милитаризуется и готовит свою армию.

ХОРОШО СМЕЕТСЯ ТОТ, КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ

События политического кризиса в Южной Осетии в Грузии вызвали взрыв ликования. Там на время забыли собственные многократные кризисы с человеческими жертвами и массовыми избиениями на тбилисских площадях и с наслаждением смаковали происходящее в РЮО.
Однако в ближайшем будущем в Грузии тоже предстоят президентские выборы и, судя по всему, процессы в Южной Осетии могут показаться детским мультфильмом по сравнению с тем, что может произойти на берегах солнечной Куры. Для Белого дома сейчас главной головной болью является уговорить Саакашвили согласиться на передачу власти, дабы не разрушать столь старательно создаваемый Западом имидж кавказского "маяка демократии".
Но Михаил Саакашвили, похоже, не собирается сдавать бразды правления. Заблаговременно измененная конституция позволяет ему сохранить большую часть властных полномочий, перейдя на должность спикера или премьер-министра. В качестве преемника Саакашвили пока что продвигает мэра Тбилиси Гиги Угулава, своего соратника со времен "революции роз". Кстати, Угулава принимал самое активное участие в изгнании Абашидзе из Аджарии и операции против Южной Осетии в 2004 году. А для тех, кого не устроит такой вариант смены власти, Саакашвили, похоже, приготовил более убедительные аргументы. Как утверждает лидер оппозиционной политической партии "Наша Грузия - Свободные демократы" Ираклий Аласания, в Западной Грузии создаются специальные вооруженные подразделения, которые власти собираются использовать после выборов. Аласания заявляет, что Саакашвили не собирается проводить справедливые и свободные выборы и готовится к войне и конфронтации. Так что грузинскому обществу лучше подумать о собственных проблемах.