Авто Москва

255 транспортно-пересадочных узлов на московском метро и железной дороге сделают город теснее

10 309

Мэр Москвы Сергей Собянин во время посещения Тушинского транспортно-пересадочного узла. © Денис Гришкин/РИА Новости

До 2020 г. на московском метро и железной дороге будет построено 255 транспортно-пересадочных узлов - 31 ТПУ появится на станциях Московской кольцевой железной дороги, 57 — на станциях РЖД, 90 — у метро. Операторы остальных ТПУ еще не определены.

Почти две трети из них задуманы как капитальные сооружения с общественными зонами — крытыми перронами и переходами, полицейским участком, туалетами и т. д.; и коммерческими — магазинами, офисами, гостиницами, ресторанами и прочим. Предполагается, что доходы от коммерческой недвижимости должны отбить расходы на весь ТПУ. Первые капитальные ТПУ власти хотят сдать уже к концу 2014 года.

Малое кольцо реконструирует ОАО "Московская кольцевая железная дорога", учрежденная правительством Москвы пополам с РЖД в 2011 году, - за 52,8 миллиарда рублей. Огромные ТПУ на кольце тоже будет строить МКЖД: на "Пресне" будут терминал (2600 кв. м), подземный пешеходный переход (2100 кв. м), гостиницы (7200 кв. м), административный комплекс с конференц-залом и парковкой (55 000 кв. м), склад (7600 кв. м); на "Рязанской" — пассажирский терминал (12 900 кв. м), подземные пешеходные переходы (23 000 кв. м), торговые помещения (35 000 кв. м), гостиница (10 000 кв. м), офисы (40 000 кв. м) и паркинг на 1300 машино-мест.

Строительство начинается уже в этом году, инвестиции в него оценивают в 59,7 миллиардов рублей: инвестор строит за свой счет весь объект, а потом технологическую часть и часть коммерческой недвижимости передает в собственность МКЖД; ТПУ предполагается выставлять на конкурсы лотами по 5-7 штук.

В РЖД строительством ТПУ займется филиал монополии — Дирекция железнодорожных вокзалов; в этом году начнут сооружение 3-4 узлов, в том числе на Курском вокзале и в Царицыне. Общая площадь всех ТПУ РЖД составит 5,7 миллионов кв. м, из них почти 1 миллион  — технологические площади. "Ведомости" пишут, что гигантский комплекс появится на "Выхино" — 600 000 кв. м, из которых 265 000 кв. м — торговый центр.

Для метро ТПУ поскромнее будет строить ГУП "Московский метрополитен", за исключением  "Котельников" и "Саларьево" - по 10 000 кв. м. Все ТПУ метрополитен будет строить самостоятельно - привлекая зарубежные инжиниринговые компании, так как не имеет такого опыта.

Эксперты полагают, что включение в состав ТПУ больших торгово-развлекательных центров привлечет к узлам не только пассажиров общественного транспорта, но и автомобилистов, в том числе проезжающих транзитом - емкость парковочного пространства ТПУ будет быстро выбрана, а излишек автомобилей заполнит прилегающую уличную сеть, ухудшая дорожную ситуацию и осложняя работу наземного транспорта. Они полагают, что Москва сначала утверждает параметры ТПУ с торгово-развлекательными центрами, а потом уже начинает подводить к ним транспорт.