Кино

«28 панфиловцев»: враг не пройдёт

5 2880

«28 панфиловцев»

Россия, реж. Ким Дружинин, Андрей Шальопа, в ролях: Алексей Морозов, Александр Устюгов, Азамат Нигманов, Дмитрий Гирев, Азиз Бейшеналиев, Алексей Лонгин, Яков Кучеревский, Дмитрий Сутырин, Амаду Мамадаков, Антон Кузнецов, Олег Фёдоров, Виталий Коваленко.

Сайт фильма

В ноябре 1941-го года перед бойцами Красной армии ставится задача задержать противника на своём участке и не подпустить его к шоссе, которое прямой линией упирается в родную столицу. «Враг рвётся к Москве, но враг не пройдёт, потому что здесь будем стоять мы», — речь на рассвете тем более пламенна, что против трёх полков выставляются четыре роты, от которых после первого боя остаётся всего 28 бойцов.

Трейлер фильма «28 панфиловцев»

«28 панфиловцев» волей-неволей заставляют вступить на ту болезненную для многих территорию, где историческая правда смешивается с историческими фальсификациями. Хотя фильм сам по себе не даёт для этого никакого повода, спокойно уживаясь как с признанием того, что «бой был», так и с версией, что «боя не было». Здесь просто показано два боя, следующие один за другим с небольшой передышкой; вполне естественно, что в начале сражения обороняющихся больше. К тому же понять, кто именно из них Панфилов (если не знать этого заранее), совсем невозможно — и к конкретным фактам отсылают, кажется, только название да классическое «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва».

И погибают тут не все, и после боя ощутима усталая ухмылка во фразе одного из героев: «Для внуков можно и больше собрехать». Причём это «собрехать» заложено ещё в первой части картины, когда один боец поведал другому про семерых самураев, а другой тут же подхватил про американских пастухов; минутой позже вводятся в строй и триста спартанцев. Ну, допустим, японскую легенду ещё можно было где-то услышать, а битва при Фермопилах занесена в учебники, однако пересказом голливудского ремейка авторы фильма себя, конечно, полностью разоблачают (случись на Диком Западе такая история на самом деле, её перенесли бы на экран ещё в эпоху немого кино — и уже не Стёрджесу, а Куросаве пришлось бы думать над адаптацией).

Ролик с участием актёров фильма «28 панфиловцев»

«28 панфиловцев» — это реплика не в сторону великого отечественного военного кино уровня «Освобождения», где в структуру сценария были вплетены реальные фронтовые сводки, а в сторону тех высококачественных киномифов, что существуют на Западе и на Востоке, но утратили свою силу у нас. Это именно что продолжение озвученного в самом фильме смыслового ряда: «Семь самураев», «Великолепная семёрка», «300 спартанцев» — сюда следует добавить, кстати, и «9 роту», которая тоже ведь отчасти вымышлена, несмотря на то, что от Афгана нас отделяет куда меньше времени.

Поэтому рассуждения, правомерно ли вообще такое кино, звучат и глупо, и бессмысленно — потому как это в первую очередь кино, художественное, а не документальное. Тот наш миф, который, не случись всего этого на самом деле, наверняка следовало бы придумать.

Так что и рассматривать фильм следует, не принимая во внимание, а напротив — максимально дистанцируясь от исторических реалий. Тем более что и похож он отнюдь не на историческое кино, а на полнометражную рекламу популярной онлайн-игры в танчики, с заставки которой, собственно, и начинается (учуяв потенциал, разработчики игры вовремя подключились на правах полноценных партнёров). На это сходство указывает, кроме прочего, тотальное обезличивание как фашистов, так и, на удивление, всех героев картины, где из общей массы выделяются только политрук Клочков да шутник-балагур Москаленко (первое было сделано намерено, а второе явно по неопытности). В пылу боя уже не важно, кто конкретно и куда сейчас стреляет; главное, чтобы ты играл (или болел) за «своего», за нашего — и стрелял в тех, кто наступает с другой стороны поля. Сегодня так удобнее всего выражать свой патриотизм — и дома сидишь, и время с удовольствием проводишь.

Интервью создателей фильма «28 панфиловцев»

Отсутствие должной проработки персонажей соответствует той советской традиции, согласно которой побеждал не конкретный герой, а коллектив (тут были и исключения, конечно), и позволяет идентифицировать себя не с кем-то одним, а разом со всеми — при желании или необходимости «сохраняясь» («Ты умрёшь, а кто за тебя воевать будет?») и переключаясь от одной боевой точки к другой. На нас наступают, мы обороняемся — примитивная по своей сути сюжетная конструкция (оставим, опять же, в стороне разговоры о безусловном величии подвига) также соответствует духу именно игры, а не кинематографа, и сводит всю Великую Отечественную к одной бесконечной и воодушевляющей «стрелялке».

Поэтому, к сожалению, «28 панфиловцев» безоглядно проигрывают — и по всем параметрам — предшествующей им в нашем прокате драме Мэла Гибсона «По соображениям совести», где война персонализирована со всем её страхом и ужасающим отчаянием. Смысловые параметры российской картины заданы уже во вступительном титре, декларирующем, что память о войне — это не только память о боли и скорби, но память о битвах и подвигах, а важнее всего — «это память о победе». «Одна на всех, мы за ценой не постоим», — как поётся в одной из лучших песен на эту тему, только в песне есть душа, а в этом фильме — только выстрелы да взрывы, граната, пулемёт, штык, наконец, и сапёрная лопатка.

Фрагмент из фильма «28 панфиловцев»

«Теперь он знает, как русские любят свою Родину», — уверенно говорит о враге советский боец, но относятся ли эти слова ещё и ко зрителю?.. Очевидна ли здесь эта любовь к той Родине, что грозит трибуналом за чтение немецкой листовки, где подмосковный крестьянин не хочет смотреть на мир сквозь колючую проволоку?.. «Родина — это земля, где живут, а Отечество — как живут», — по-отечески пытается объяснить политрук, но доходчивости в этом нет, и его философский пассаж провисает в воздухе. Нужно быть проще — и авторы это понимают, упрощая политинформацию до предельного: «Мы же сейчас за Россию дерёмся». Широко трактуемое понятие «русские» удивляет тех солдат, что казахи и киргизы, однако их успокаивают той перспективой, что если придётся драться за Казахстан — все тут же дружно станут казахами.

Нулевой психологизм не позволяет приравнять «28 панфиловцев» к по-настоящему значимым высказываниям на военную тему, но как киноаттракцион (простите за эту расхожую формулировку, которую приходится тут применить) картина вполне работает: она зрелищна и весьма динамична. Взрывать — так взрывать, стрелять — так стрелять, и в этом отношении киношники справляются с поставленной перед собою задачей на очень даже достойном уровне. Ну, если они действительно намеревались создать ни что иное как мифологический боевик; если же у них в мыслях были какие-то ещё актуальные патриотические цели — то дискуссия, что называется, открыта.

Но в любом случае здесь нет ни на капельку этого упаднически-пораженческого «Только б не было войны»: натренированные боями в сети, мы, конечно же, любого противника теперь триумфально обставим.

Фрагмент из фильма «28 панфиловцев»

Вера в это подкреплена финальными титрами, где нескончаемым потоком чуть ли не десять минут тянется расставленный в девять рядов список имён — это те, кто во время краудфандинговой кампании пожертвовал собственные средства, позволив с полным на то основанием уверять, что «фильм снят на народные деньги». И вот в этом плане «28 панфиловцев» картина действительно историческая: предыдущая лента, столь же широко поддержанная народом, — «Любить по-русски 2» Евгения Матвеева — в этом году отметила двадцатилетие. Она, кстати, тоже в какой-то мере была про то, что русские никогда не сдаются.