Авто Право

8 тысяч крымчан не могут добиться прав на авто, взятые в лизинг при Украине

0 15709

Юрист, координатор правозащитного комитета «Дело чести», эксперт по интеграционным процессам Крыма Виктория Жуковская рассказала «Ридусу» о проблеме крымских автомобилистов, которые приобрели свои машины в лизинг еще при украинской власти.

«Переходный период» после присоединения Крыма к России породил немало сложностей чисто юридического характера, и некоторые из них не нашли разрешения до наших дней. Среди таких нерешенных правовых вопросов — регистрация лизинговых авто.

До марта 2014 года многие жители Крыма и Севастополя заключили договоры финансового лизинга с компаниями «Приват-лизинг», «Порше лизинг Украина» и другими фирмами, учредителями которых были украинские банки. Но после перехода полуострова под контроль России украинские банки ушли оттуда, и жители двух новых регионов РФ потеряли возможность погасить перед ними долги и получить машину в полную собственность, а заодно и зарегистрировать ее.

Кроме того, между тысячами крымчан и их машинами встали проблемы с согласованием российских и украинских правовых норм. Так, если по украинским законам факсимиле документов приравнивалось к оригиналам, то российские ведомства требуют оригиналы документов с мокрыми печатями. К тому же законодательство России не позволяет брать авто в лизинг физическим лицам.

После обращения жителей полуострова к президенту РФ Владимиру Путину на очередной прямой линии федеральное правительство сделало попытку выработать механизм, который позволил бы им получить машины в собственность.

Согласно правительственному постановлению № 399 (об упрощенной регистрации авто), при отсутствии документального подтверждения права собственности на транспортное средство жители республики получают временные регистрационные документы сроком на пять лет (без выдачи паспорта транспортного средства).

Предполагалось, что затем граждане смогут оформлять право собственности на автомобили через суд, основываясь на положениях статьи 234 Гражданского кодекса РФ о «приобретательной давности»: если «добросовестно, открыто и непрерывно» владеть машиной или другим движимым имуществом в течение пяти лет, то затем можно претендовать на него.

По идее, на крымчан должно было работать и то обстоятельство, что большинство украинских лизинговых компаний не пыталось вернуть машины через крымские суды из-за непризнания Киевом «аннексии» полуострова. Хотя бывали случаи, когда компании все же судились за автомобили, действуя через коллекторские агентства по «левым» договорам переуступки.

Но когда в 2019 году жители Крыма и Севастополя начали подавать иски о правах собственности, то обнаружили, что признавать их претензии суды в регионах не спешат. А срок временной регистрации уже подходит к концу.

С апреля у многих людей начал истекать срок. У них было где-то полгода на оформление регистрации, и у каждого из них в течение полугода истекает срок, — рассказала «Ридусу» Жуковская.

По оценке юриста, в республике Крым проживают восемь тысяч водителей формально ничьих лизинговых автомобилей, и еще три или четыре тысячи — в Севастополе. Они сталкиваются теперь с массой трудностей: к примеру, не могут не только зарегистрировать, но и растаможить свои авто. А многие из «железных коней» далеко не новые, и сумма таможенной пошлины вдвое будет превышать рыночную цену машины.

Главной проблемой Жуковская считает позицию судей. По ее словам, постановление правительства они не замечают, обращаясь прежде всего к практике других российских судов, где решений по лизинговым автомобилям, естественно, нет. Поэтому местные суды начинают отфутболивать иски граждан:

Мы взяли дело одного парня, сделали ему шикарный иск. Он подал его в декабре, и уже пять раз мировые судьи его «пинали»: то делайте оценку автомобиля, то отправляйте на Украину по адресу ответчика…

Те автомобилисты, которые получили в судах отказ, подают иск в других форматах и в другие суды, заручившись письмами из ГИБДД. Формально автоинспекторы обязаны изъять и направить на спецстоянку машину, которая оказалась в таком «подвешенном» юридическом состоянии, но Виктории Жуковской такие случаи практически неизвестны.

По словам юриста, методические рекомендации автоинспекции гласят, что с завершением режима временной регистрации, если отсутствует собственник, машину нужно конфисковать. Однако руководство республиканского управления ГИБДД в Крыму с пониманием относится к проблеме водителей лизинговых авто. Федеральные власти тоже формально на стороне крымских автомобилистов.

Один из наших активистов и координаторов Денис, одним из первых зарегистрировавший автомобиль, задавал Путину вопрос, что нам делать с лизинговыми автомобилями. Президент сказал: «Катайтесь на здоровье», — рассказала Жуковская.

Но в реальности, как утверждает Виктория Жуковская, при попытках обратиться в администрацию президента крымчане получают стереотипные ответы, в которых их просят обратиться за решением суда. А судебные органы республики и соседнего Севастополя удается убедить в праве владения лизинговой машиной достаточно редко.

У нас есть два решения суда в пользу автомобилистов, основанные на правительственном постановлении. Там, может, судьи и маленькие, но видно, у самих были лизинговые автомобили, поэтому прониклись. Одно из них — в Ялте, другое принял Бахчисарайский районный суд, — добавила эксперт.

Виктория Жуковская считает, что такая ситуация — результат «бардака» в руководстве крымских судей. Она предлагает провести юридический семинар по вопросу прав собственности на машины, взятые в лизинг во времена украинской власти.

Но ради 15 человек никто судей собирать не будет… Я думаю, что правительство услышит этих людей быстрее, продлив срок действия постановления еще на пять лет. А то сейчас еще начнется вторая волна COVID-19, суды прервут работу, и все процессы будут заморожены еще на полгода, — предлагает юрист.

Тем временем на межгосударственном уровне продолжается целый ряд тяжб за компенсации по поводу активов украинских госпредприятий, оставшихся в Крыму. Еще в июне 2019 года «Нафтогаз Украины» подал иск в трибунал при Постоянной палате третейского суда в Гааге о компенсации убытков от «экспроприации активов в Крыму» на 5,2 миллиарда долларов. Ожидается, что суд вынесет решение по этому иску не ранее конца 2020 года.