Криминал

А был ли бунт: эксперты расходятся в оценках событий в Люблино

58 3065

История последних событий в московском Люблино вызывает ощущение дежавю. Несколько лет назад точно так же разворачивалась «битва» вокруг Черкизовского рынка. Чуть позднее массовые выступления мигрантов произошли в Бирюлево.

21 сентября в Люблино прошла несанкционированная уличная акция трудовых мигрантов из Таджикистана, которые требуют наказания для охранников этого торгового центра, якобы избивших до смерти 27-летнего Навруза Каримова. Инцидент произошел накануне вечером и вызвал массовые беспорядки.

Всякий раз полиция и городские власти проверяют мигрантов на предмет легальности нахождения в России, кого-то выдворяют, кого-то наказывают. А время спустя все повторяется по новой. Так, может быть, собака зарыта вовсе не в неправильно оформленных бумагах?

Есть такая страна — Канада, славная помимо хоккея еще и тем, что мигранты составляют самый высокий процент ее населения среди всех развитых стран мира. Однако последний раз масштабные бунты в Стране кленового листа происходили в 1970 году, и то они тогда были вызваны не проблемами мигрантов, а акциями сепаратистов-франкофонов.

Все такие в белом

Произошедшее в Люблино — это проявление вопиющего беззакония, когда вся таджикская диаспора в Москве ощутила, что находится здесь полностью во власти неких полуофициальных структур, которым по каким-то причинам выгодно время от времени раздувать недовольство трудовых мигрантов, возмущается председатель общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов.

«Для посторонних это неизвестно, но все, кто видели нападение на Навруза Каримова, они-то помнят, что нападавшие на него были одеты в белую одежду. А белый цвет для мусульман — это цвет смерти. То есть это был не просто бытовой конфликт. Навруз вообще, можно сказать, был выбран жертвой случайно. Кому-то было нужно взбудоражить таджиков», — сказал он «Ридусу».

© Станислав Красильников/ТАСС

Помимо самого факта убийства земляка, таджикскую диаспору в Москве возмутило, что от ее имени пытался выступать человек, к Таджикистану отношения не имеющий: по словам Шарипова, это некий житель Чукотки, которого никто в диаспоре ранее не видел.

«Как этот человек среди таджиков вообще затесался? Почему он выступает на стихийном митинге с экстремистскими призывами от лица таджиков, призывая их идти к посольству Таджикистана? И почему московские власти отмалчиваются?» — возмущается лидер таджикских мигрантов.

Будь ты хоть таджиком преклонных годов

Вот только не надо подавать конфликт в ТЦ «Москва» как межэтнический, призывает член Общественного совета при ФМС Юрий Московский. По его мнению, все произошедшее носило исключительно криминально-бытовой характер.

«Вспомните бунты на Манежной площади, на Хованском кладбище. Там что, мигранты собирались? Нет, это были россияне, москвичи, возмущенные произволом полиции и частных охранных структур. В Люблино сейчас произошло ровным счетом то же самое. То, что пострадавшими от действий тамошнего ЧОПа оказались в основном таджики, это сугубо частный случай», — сказал он «Ридусу».

Эксперт напомнил, что в 1960-е годы по всей стране, в том числе в Центральной России, происходили многотысячные погромы отделений милиции и отделов КГБ гражданами, возмущенными произволом «правоохранительных» органов. Никакой этнической подоплеки ни тогда, ни сейчас в этих стихийных всплесках недовольства не было и нет, настаивает Московский.

© Станислав Красильников/ТАСС

«Другое дело, что всегда найдутся провокаторы, которые попытаются любому чисто криминальному или бытовому конфликту придать характер этнического. На том же „Черкизоне“ русские националисты старались превратить разборки между криминальными структурами в „национально-освободительную войну“ против „засилья мигрантов“. Но такого засилья быть не может в принципе по одной простой причине: в России нет такого явления, как этнические диаспоры», — объясняет он.

Как можно говорить о той же таджикской диаспоре, если в этой стране недавно закончилась гражданская война и в России оказались представители обеих враждовавших сторон, говорит Московский.

«Это то же самое, как если бы после Гражданской войны в России где-нибудь в Париже на одной стройке оказались белоэмигранты из армии Юденича и бывшие бойцы Махно. Вот дружная „диаспора“ у них возникла бы!» — иронизирует эксперт.

И все же четкого ответа на вопрос, что же произошло в столичном Люблино и можно ли говорить о том, что «таджикский бунт» носил этнический характер, из уст ни первого, ни второго эксперта не прозвучало. 

Между тем российские власти ежегодно депортируют несколько сот тысяч нелегальных мигрантов и гастарбайтеров, нарушивших условия пребывания в РФ. Различий между таджиками, узбеками, киргизами или кем угодно другим при этом не делается. Может, тогда и правда нет смысла говорить об угрозе межэтнических конфликтов на территории страны. Или нет...