Военное дело

А если прилетит Storm Shadow? Как защитить Москву от по-настоящему серьезного удара

0 8181

Невзирая на то, что массированная атака украинских дальнобойных БПЛА-камикадзе на Москву была частично отражена, несколько БПЛА всё же проникли в низковысотный сектор воздушного пространства над столицей, незначительно повредив несколько квартир в многоэтажных домах.

А если бы это была Storm Shadow?

Ничего критического не произошло, какого-либо влияния на функционирование транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктур города данная атака не оказала. Тем не менее сам факт прорыва нескольких дронов в воздушное пространство над столичной агломерацией так или иначе указывает на наличие брешей в ПВО в низковысотном секторе Подмосковья.

В данной ситуации особую актуальность обретает анализ возможности применения противником малозаметных тактических КР Storm Shadow / SCALP-EG (в версии с дальностью до 560 километров). На фоне дальнейшего усугубления витка эскалации Киев вполне может получить от «британских партнеров» разрешение на применение данного вооружения по тыловым БК, логистическим узлам и оборонным предприятиям уже на территории всей европейской части России.

Крылатая ракета Storm Shadow / SCALP-EG.

В отличие от применённых в ходе удара по Москве малоскоростных (до 150 километров в час) «соломенных» БПЛА UJ-22 и «Бобёр», ракеты Storm Shadow / SCALP-EG обладают в шесть раз более высокой скоростью (порядка 950 километров в час), на порядок более помехозащищёнными антеннами модулей GPS-коррекции (с узкой диаграммой направленности), более совершенными инерциально-навигационными блоками, а также инфракрасными модулями корреляции по ландшафту целевого участка и идентификации цели на терминальном участке траектории.

Высокая околозвуковая скорость полёта Storm Shadow заметно сокращает расчётам ЗРПК «Панцирь-С1», «Тор-М2У», «Бук-М3» и других комплексов временное окно (примерно в шесть раз в сравнении с БПЛА UJ-22) на обнаружение и завязку трасс британских ракет. С учётом изгибов рельефа местности (возвышенностей, долин и балок) и лесных массивов данное окно сократится еще больше. И это не говоря уже о совместном применении Storm Shadow и ложных целей — имитаторов ЭПР и помеховых ловушек ADM-160B MALD.

Высокая помехозащищённость направленных и экранированных с нижней проекции антенн GPS-коррекции и наличие инерциально-навигационных блоков на базе высокопроизводительных БЦВМ нивелирует эффективность комплексов радиоэлектронного противодействия Р-330Ж «Житель» и «Поле-21». Что же касается терминальных участков траекторий (7–15 километров от цели), то задействование инфракрасного датчика корреляции, идентификации и захвата ракеты делает неуязвимым ее тракт наведения от штатных средств радиоэлектронного противодействия.

Как с ними бороться?

«Тор-М2У». © archive.mil.ru

Эффективное противодействие ракетам Storm Shadow в момент задействования ИК-датчиков может быть осуществлено посредством отстрела инфракрасных ловушек, применения выносных инфракрасных модулей на базе теплоизлучающих реагентов, прикрытия атакуемых объектов перспективными войсковыми самоходными ЗРК «Тор-М2У». Они способны обнаруживать Storm Shadow на удалении восьми — десяти километров (в зависимости от метеорологических условий) посредством оптико-электронных визиров и за пять — семь километров посредством РЛО и малоэлементных ПФАР-радаров наведения.

Что же касается перехвата ракет Storm Shadow на маршевых участках траекторий полёта с высотными эшелонами 30–50 метров, то реализовать его можно исключительно посредством придания каждому зенитно-ракетному дивизиону С-400 универсальной вышки 40В6МД высотой 38,8 метра. Она нужна для размещения антенного поста радара подсвета и наведения 92Н6. Каждой батарее ЗРК «Бук-М3» потребуется индивидуальный радар подсвета 9С36М, размещённый на универсальной локтевидной мачте высотой 21 метр.

Для своевременного обнаружения и перехвата приближающихся к Московской агломерации крылатых ракет могут применяться самолёты ДРЛОиУ А-50У и А-100, барражирующие над Московской областью, и многофункциональные истребители Су-35С и Су-30СМ½, оснащённые квантовыми оптико-электронными комплексами ОЛС-30М и ОЛС-35. Инфракрасный диапазон функционирования данных ОЛПК позволяет обнаруживать британские ракеты на удалении 25–30 километров в переднюю полусферу и 40–60 километров — в заднюю.

Без регулярного патрулирования данными средствами воздушного пространства над Московской областью прилёты БПЛА-камикадзе — а возможно, и более серьезных средств поражения — будут продолжаться.