Наука и техника

А нужен ли нам космос? Чего не пережил бы 90-летний Юрий Гагарин

0 4495

В середине марта этого года исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина, первого человека в мировой истории, совершившего полёт в космическое пространство. Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран.

В июле 1961 года космонавт встретился с руководством Великобритании — премьер-министром Гарольдом Макмилланом и королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный, и потому нарушения этикета нет.

Президент Египта Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Гагарина высшим орденом республики — «Ожерельем Нила». В сентябре 1963 года Гагарин посетил Париж, где принял участие в XIV Международном конгрессе астронавтики. В октябре 1963 года вместе с В. Терешковой он посетил штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.

Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы и почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы. В общем, он стал лицом Советского Союза и узнаваемой персоной за рубежом.

Сегодня, если спросить любого человека на улицах Москвы, кто летает в космосе и что там делают космонавты, то никто не даст вразумительного ответа.

Побочный продукт военного космоса

Легендарная ракета Р-7.

Пилотируемая космонавтика, как известно, стала побочным продуктом развития военного космоса, холодной войны и гонки вооружений. Ведь легендарная ракета Р-7, на которой взлетел и спутник, и первый человек, предназначалась в первую очередь для доставки ядерного оружия. Первые орбитальные станции «Салют» были спроектированы на базе военных наблюдательных станций «Алмаз». Именно для их доставки на орбиту была создана мощная двухступенчатая ракета «Протон», которая до сих пор в строю.

И сегодня военная космонавтика доминирует в сдерживании развязывания войны и применения ядерных сил. Ведь не секрет, что сегодня свыше 30 стран в мире ведут работы по созданию оружия массового поражения. Еще столько же занимаются «атомной бомбой для бедных» — химическим оружием. Свыше 40 государств имеют ракетные средства доставки оружия массового уничтожения. Сегодня к клубу из пяти стран, обладающих ядерным оружием, активно приближаются еще шесть.

Поэтому космические средства защиты повышают эффективность действия вооруженных сил в 1,5–2 раза и во столько раз же уменьшают расходы на оборону. Без использования космических средств невозможно решить такие задачи, как предупреждение о ракетном нападении, связь и управление стратегическими ядерными силами.

Пилотируемая же космонавтика служила в начале своего зарождения прежде всего пропагандистским целям, основой которых в СССР стало желание «утереть нос» американцам и доказать всему миру преимущества социалистического строя. И поначалу это удавалось. Стоит только вспомнить первый искусственный спутник Земли, первого космонавта планеты Юрия Гагарина, первую женщину-космонавта Валентину Терешкову, первый выход советского человека в космос, первую орбитальную станцию.

Космонавт Юрий Гагарин.

Но безудержная космическая гонка привела к тому, что победу в ней одержали более богатые и практичные американцы. Это стало ясно после их высадки на Луну и создания космического корабля многоразового действия «Спейс шаттл». Поняв, что в освоении Луны и дальних планет американцев не догнать, СССР решил вложить все свои усилия и средства в пилотируемую космонавтику и эксперименты на орбитальных станциях, последней из которых стал «Мир».

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. © vsegda-pomnim.com

Однако скоро выяснилось, что пилотируемая космонавтика не оправдывает себя материально, потому что приносит лишь косвенную прибыль от использования научно-технических знаний, полученных в результате космической деятельности, от экспериментов в области медицины, микроэлектроники, новых материалов.

Правда, за более чем 60 лет ее существования большинство из этих опытов и экспериментов проводились не раз, но большой отдачи от них так и не было. Более того, присутствие человека на борту космического корабля во время проведения экспериментов по микрогравитациии, созданию особо чистых веществ и препаратов вообще недопустимо, поскольку масса космонавта вносит определенные погрешности в чистоту опытов.

Однако больше ничего серьезного СССР не мог противопоставить США и продолжал проводить никому не нужные эксперименты в невесомости на растениях, животных и даже человеке вначале на «Мире», затем на МКС.

Пили, ели, веселились! Подсчитали — прослезились

МКС. © flickr.com

До 2016 года содержание МКС обходилось странам — участницам проекта в 6,5 миллиардов долларов в течение года. Большую часть расходов брало на себя НАСА. Россия тратила на МКС ежегодно 1,5 миллиарда. А сейчас в федеральной космической программе (ФКП) на 2016–2025 годы на пилотируемые полёты заложено 40 миллиардов рублей в год, или 530 миллионов долларов.

Затраты надо было как-то компенсировать. Вот почему, хотя и американцы были против, наша страна расширяла экзотическим образом — запуском профессиональных космонавтов из других стран или обычных туристов на МКС — свою доходную часть. Каждый полет астронавтов Европейского космического агентства (ЕКА) «в третьем кресле» российского корабля «Союз ТМА» давал России дополнительно около 12 миллионов долларов, каждый турист — около 20 миллионов. Эти средства шли и идут на поддержание программы строительства российских космических кораблей для полетов на МКС. Однако эти деньги как мертвому припарка. Каждый запуск такой ракеты, как «Союз», стоит России несколько десятков миллионов долларов.

Кроме того, к ним следует прибавить арендную плату в размере 115 миллионов долларов, которую надо заплатить Казахстану за аренду космодрома Байконур. А если учесть те средства, которые Россия должна заплатить тому же Казахстану и ряду российских регионов за испорченную экологию земель, куда падают отработанные ступени ракет с остатками ядовитого гептила, то поневоле начнешь задумываться, а надо ли нам это.

Все громче и громче протесты экологов, которые не без основания утверждают, что именно космическая деятельность приводит к образованию озоновых дыр над нашей планетой.

Однако экологией затраты на космическую деятельность не заканчиваются. Например, зачем содержать целый Звездный городок, огромный Центр управления полетами в Королеве для наблюдения за тремя-четырьмя космонавтами, которые не знают, чем себя занять на орбите? И тем не менее на поддержку этого центра по инициативе депутата Госдумы Валентины Терешковой направят пять миллиардов рублей в 2024–2025 годах.

Профессии космонавта не существует

Академик Василий Мишин.

Еще на заре космонавтики академик Василий Мишин, преемник С. П. Королева, утверждал:

«Профессии космонавта нет, потому что в космосе у него только 20% времени идет на полноценную работу, а в основном на подготовку к взлету и посадке, физкультуре и сну. Так что пилотируемые полеты в данный момент времени совсем не нужны».

Его утверждение поддерживает американский профессор Роберт Парк, который считает, что большинство запланированных научных исследований не имеют первоочередной важности. Он отмечает, что цель большинства научных исследований в космической лаборатории — провести их в условиях микрогравитации, что можно сделать гораздо дешевле в условиях искусственной невесомости в специальном самолёте, который летит по параболической траектории.

А среди экспертов космической промышленности России вообще сложилось мнение, что практическая польза от орбитальных станций уже исчерпана — за прошедшие десятилетия сделаны все практически важные исследования и открытия.

Зачем, например, проводить эксперименты, проделанные 25–30–40 лет назад, в частности «Перепел» по изучению эмбрионального развития птенцов японского перепела. В 1990–1999 годах на борту станции «Мир» прошло восемь аналогичных экспериментов с дальнейшим выведением птенцов. У «космических» эмбрионов наблюдались патологии в становлении отдельных органов и систем, а птенцы, которым удалось вылупиться, к условиям невесомости адаптироваться не смогли.

Российский космический аппарат «Бион-М2». С 1973 по 2013 год было запущено 12 спутников типа «Бион» с целью изучения воздействия невесомости на живые организмы, космической радиации и много другого. Зачем еще раз повторять эти эксперименты? Запуски обезьян больше производиться не будут по биоэтическим причинам, а также из-за большой дороговизны таких исследований.

Эксперимент SIRIUS-23 по имитации долговременной экспедиции к Луне. Зачем делать нечистые эксперименты, в которых нет невесомости, перегрузок, радиации, смены дня и ночи каждые 40–45 минут и много другого?

Надо изучать здоровье космонавтов, которые уже провели в космосе сотни дней. В частности, командир отряда космонавтов «Роскосмоса» Олег Кононенко преодолел отметку в 879 суток, проведённых суммарно в космосе. Это новый мировой рекорд. Предыдущий рекорд принадлежал другому российскому космонавту Геннадию Падалке. Он в течение пяти космических полетов с 1998 по 2015 год провёл на орбите 878 суток 11 часов 29 минут 48 секунд.

Вместо эпилога

Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов. © kremlin.ru

Что же делать в этом случае? Бросить все космические исследования? Нет. Надо развивать непилотируемую космонавтику, которая приносит прямую выгоду. Это запуск спутников связи, зондирования земли, поиска нефти и других полезных ископаемых, теле- и радио-, метеорологических космических аппаратов. При отсутствии отечественных космических аппаратов только за аренду каналов связи зарубежных систем России пришлось бы платить миллиард долларов и еще 250 миллионов долларов за телеканалы.

Перед «Роскосмосом» стоят задачи сокращения отставания от других стран, заявил недавно глава госкорпорации Юрий Борисов, в области числа космических спутников с существующих сегодня 190 (данные «Роскосмоса») до 360 аппаратов к 2030 году.

У Китая в настоящее время орбитальная группировка состоит более чем из 500 спутников. Из них около 40 аппаратов образуют систему позиционирования BeiDou (аналог GPS). И в планах КНР — создание орбитальной группировки из нескольких тысяч спутников. Американская SpaceX только в рамках проекта Starlink с 2018 года запустила на орбиту около четырех тысяч спутников. Догоним, но вряд ли.

Что же касается пилотируемой космонавтики, то некорректно приводить в пример такие страны, как Индия или Китай, которые хотят ее развивать. Ими прежде всего движет чувство мнимой собственной неполноценности в этом вопросе и желание во что бы то ни стало «переплюнуть» своих бывших колонизаторов или больших братьев. Они хотят быть такими, как все, и ничем эти страны не остановить. И я думаю, не надо им мешать, хотя и нельзя недооценивать военную опасность, исходящую из космоса.

Космос только тогда начнет служить людям, когда в нем будут решаться глобальные проблемы, в частности создание устройств для передачи энергии Солнца на нашу планету. А поддерживать космический престиж ради престижа и иметь миллионы людей, живущих за чертой бедности, — это подло.