История

А ведь когда-то он был выходным. В России отметили день Конституции

8 440

День конституции не относится к числу любимых народом праздников. До нового года, восьмого марта или двадцать третьего февраля не дотягивает никак. Впрочем, двенадцать лет он пользовался определённой любовью граждан, так как давал лишний выходной день. В 2005 году халява закончилась, 12 декабря превратился в рабочий, хоть и памятный день.

Невысокой популярности праздника в немалой степени способствовали скандальные обстоятельства, которые сопутствовали составлению и принятию свода законов. Новая конституция понадобилась нашей стране после распада СССР. 16 июня 1990 года 102 депутата Верховного Совета начали работать над этим документом. Череда бурных событий меняет ход действий. Августовский путч, Беловежская пуща, отстранение Горбачёва от власти, и на коне оказывается Борис Ельцин, первый президент России. Тем временем возможности его сильно ограничены, как у короля в феодальной организации Утремера. Первый среди равных.

Ограничителем полномочий был Съезд народных депутатов. Конфликт между народными избранниками и президентом вылился в расстрел Белого дома. В декабре по результатам народного голосования Ельцин добился своего: новой конституции. Ныне это иной раз называют референдумом, что неверно. Ельцину пришлось идти на словесные ухищрения, поскольку референдум могли назначить только Съезд народных депутатов или Верховный Совет.

Борис Ельцин. 1990 год.

© Дмитрий Донской/РИА Новости

Нынешней осенью низкая явка на выборах московского мэра работала на оппозицию. На голосовании 12 декабря 1993 года невысокий интерес избирателей оказался в интересах Ельцина. Всего высказать своё мнение по поводу новой Конституции решилось чуть менее 55% граждан с правом голоса. «За» новый свод законов высказалось 58,4%. Простые арифметические действия показывают, что новую Конституцию выбрало конституционное меньшинство – 32% граждан. Любопытно, что конституционный проект отвергли в 24 субъектах страны. В 17 регионах, в числе которых и Татарстан, референдум не состоялся из-за низкой явки. Проводить народное голосование в воюющей Чечне и вовсе никто не собирался.

Критика Конституции началась сразу после её принятия. Составителей обвиняли в спешке, неграмотности, ангажированности. Многие замечания являлись просто истерикой недовольных, вроде того, что призыв в армию является принудительным трудом, который в России запрещён. Были, конечно, и по делу. Довольно быстро появились в главном законе страны и правки. Значительная их часть – косметические, связанные с изменением названий субъектов. Впрочем, в Конституцию внесли и весомые изменения. В 2009 году президенту и депутатам «накинули» срок, а правительство обязали отчитываться перед Госдумой. Два месяца назад Владимир Путин предложил объединить Верховный и Арбитражный суды, а также изменить порядок назначения прокуроров. Две недели назад Совет Федерации эти поправки одобрил и отправил на рассмотрение в региональные законодательные собрания.

Практически одновременно с нами новые конституции приняли и только что созданные государства. По сравнению с некоторыми остальными бывшими республиками, российская версия главного закона держится весьма стабильно. Первая конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 года. За прошедшие 95 лет её меняли лишь пять раз. Столько же, сколько и в Киргизии, только там эти 5 изменений пришлись на 15 лет: с 1991 по 1996.

По данным ВЦИОМ 20% наших сограждан «совершенно не представляют себе содержания Конституции». 36% населения требует существенных изменений в этом документе, 47% довольны положением вещей, однако большая часть этих процентов Конституцию никогда и в руках не держала. Помнишь про право на труд и неприкосновенность личной жизни – уже владеешь базовыми знаниями Конституции, из серии «английский со словарём».

Многочисленные мероприятия, которые проводят региональные органы власти в этот день, призваны повысить уровень правовой грамотности в стране, вот только реализуются они через привычное место, поэтому даром никому не нужны и не окупают потраченных бюджетных средств. Согнанные в музеи табуны молодежи откровенно скучают, и конституция эта им до лампочки, домой бы поскорее. Хотя в отчётах всё красиво: денег освоено, лекции прослушали, экспозиции провели… Может стоить полицейских заставить зачитывать права нарушителям при задержании, устроить правовой ликбез на практике?