Бизнес Технологии

А340 и Ил-96 никуда не полетят: четырехмоторным лайнерам больше нет места в небе

0 14297

Самые красивые, по мнению пассажиров, и, как всем казалось, самые надежные «дальнобойные» четырехмоторные авиалайнеры стремительно покидают парки авиакомпаний. Единственной воздушной машиной, использующей сразу четыре двигателя, которой еще довольно долго предстоит возить пассажиров, остается самый большой в мире авиалайнер — А380 от Airbus. Впрочем, и его судьба долгое время висела на волоске, несмотря на то, что он был введен в эксплуатацию всего лишь несколько лет назад.

Другая четырехмоторная легенда Boeing-747 в позапрошлом году был снят с производства и также постепенно выводится из пассажирской эксплуатации.

Истинный счастливчик

Настоящим разочарованием для любителей дальних перелетов во всем мире стало завершение летной карьеры другого красивейшего четырехмоторного авиалайнера — А340.

Более 30 лет назад, создавая эту машину, Airbus надеялся потеснить с дальних магистралей все тот же Boeing-747 и устаревший DC-10.

Boeing-747. © flickr.com

Целью программы, запущенной в июне 1987 года, стало создание дальнемагистрального четырехмоторного «собрата» для двухмоторных ближнемагистрального А320 и среднемагистрального А300.

В то время двухмоторные самолёты Airbus проигрывали Boeing-747, имевшему четыре двигателя. Напомним, тогда по нормам ETOPS двухдвигательные самолёты в течение рейса всегда должны были находиться на определённом расстоянии от запасного аэродрома на случай отказа одного из моторов.

На этом фоне в семействе Airbus А340 стал принципиально новым самолётом, созданным специально для межконтинентальных перелётов.

В июне 1995 года во время очередной международной авиакосмической выставки в Париже Airbus сообщил о планах разработки новой модификации самолёта А340-200, способной совершать беспосадочные полёты на маршрутах протяжённостью свыше 14 000 километров. В процессе развития проекта поистине фантастическую дальность — более 16 700 километров — показала модификация A340-500.

Сразу после ввода в коммерческую эксплуатацию в 1993 году А340 установил рекорды, перелетев с Парижского авиасалона в Окленд (Новая Зеландия), а затем обратно, в общей сложности проведя в воздухе более 42 часов. Это был первый в истории беспосадочный рейс между Европой и Новой Зеландией и самый продолжительный беспосадочный перелет авиалайнера.

В период своего расцвета А340 использовался для выполнения самых продолжительных в мире беспосадочных регулярных рейсов и какое-то время был любимым самолетом глав многих государств из-за своей дальности полета и размера.

Казалось, по всем этим показателям лайнеру от Airbus не было равных и его будущее должно было оставаться безоблачным на десятилетия вперед. Увы, на деле все оказалось далеко не так.

Выбитый козырь

А340. © mavink.com

Позиции А340 резко пошатнулись после того, как анализ перспектив мирового рынка авиаперевозок показал, что в начале XXI века наиболее эффективный спрос будет сосредоточен в сегменте широкофюзеляжных самолётов с дальностью полёта до 14 000 километров. Это стало первым ударом по проекту А340, так как фактически сделало бессмысленными все установленные им рекорды дальности. Коммерческого эффекта от нечастых полетов на сверхдальние расстояния просто не было.

Отсутствие необходимости часто и регулярно летать далеко подняло на поверхность другую проблему — избыточность двигателей.

Главная особенность А340 — четыре двигателя, что долгое время служило гарантией надежности длительных полетов. В какой-то момент это былое преимущество стало обременением для авиакомпаний.

Цены на топливо начали расти в то время, как новейшие двухмоторные лайнеры смогли предложить эксплуатантам те же характеристики (что и четырехмоторные) по дальности и надежности, но при меньших эксплуатационных расходах.

К началу 2000-х годов главный конкурент А340 — двухмоторный Boeing-777 превосходил его по продажам в десять раз. Вдобавок ко всему он побил рекорд продолжительности полета, совершив беспосадочный перелет из Сиэтла в Куала-Лумпур в 1997 году.

«А340 исчез главным образом потому, что в какой-то момент двухмоторная схема стала выполнять свою миссию более эффективно, чем четырехмоторная. Есть причина, по которой сложные организмы эволюционировали так, чтобы иметь не более двух больших энергоемких органов. Три и более — это перебор». Так охарактеризовал произошедшее авиационный аналитик консалтинговой фирмы AviationValues Гэри Кричлоу.

Два вместо четырех

Airbus A350.© Соцсети

Как отмечает CNN со ссылкой на данные авиационной аналитической компании Cirium, в настоящее время в эксплуатации 17 авиакомпаний по всему миру находится всего 64 самолета А340. Это примерно вдвое меньше, чем эксплуатировалось до пандемии, в начале 2019 года. Только Lufthansa эксплуатирует более десяти самолетов. Большинство других ведущих авиакомпаний, в частности Air France, Iberia, Singapore Airlines и Virgin Atlantic, полностью отказались от этого типа воздушных судов.

Признаком приближающегося заката всего проекта А340 является то, что в настоящее время не осталось авиакомпаний, эксплуатирующих самый «дальнобойный» в мире вариант коммерческого самолета — А340-500.

С 2004 по 2013 год А340-500 использовался авиакомпанией Singapore Airlines для выполнения самого длинного в мире рейса из Ньюарка в Сингапур. В какой-то момент этот маршрут был ликвидирован, поскольку Singapore Airlines не смогла сгенерировать достаточный доход, чтобы компенсировать расходы на топливо.

Одним из основных факторов, ведущих к вымиранию четырехмоторных самолетов, является то, что новые и более надежные двухмоторные самолеты, такие как Boeing-787 и А350, постепенно получают более высокие рейтинги безопасности. Сегодня они способны продолжать полет и совершать экстренную посадку в случае выхода из строя одного из двух двигателей. И это полностью нивелирует последнее достоинство четырехмоторных самолетов.

А340. © Соцсети

«Очевидно, что выключение одного двигателя на двухдвигательном самолете — более сложная ситуация, чем выключение одного мотора на квадроджете. Но начиная с конца 1990-х годов, с появлением Boeing-777 авиаперевозчикам разрешено лететь на одном двигателе до трех часов», — напоминает Кричлоу.

В результате из 34 построенных А340-500 в эксплуатации числятся всего восемь бортов. Только два из них, принадлежащие «Азербайджанским авиалиниям», были заняты в перевозке пассажиров. Впрочем, и они поставлены «на прикол» — один с ноября 2022 года, второй с марта 2023-го.

Ил-96-400

Печальная судьба А340 может расцениваться как намек на столь же грустные перспективы для другой, не менее интересной машины — российского (советского) дальнемагистрального авиалайнера Ил-96-400. Имеющий один из лучших для своего времени планеров, этот самолет, похоже, тоже обречен из-за устаревшей четырехмоторной схемы.

В российском правительстве надеются на перезапуск его модернизированной версии, причем в пассажирском варианте.

Ил-96-400. © mavink.com

По словам вице-премьера главы Минпромторга Дениса Мантурова, сейчас рассматривается решение о его ремоторизации, по итогам которой станет понятна дальнейшая судьба всего проекта.

«Мы должны выбрать оптимальное решение по тяге двигателя — 26, 35 или 38 тонн. Сейчас идет работа конструкторов, двигателестроителей и авиаторов, после получения окончательного облика по демонстратору будет понятно, в каком именно направлении нужно двигаться. Двигатель должен подходить и для транспортной машины, а это 100 тонн грузоподъемности, и для широкофюзеляжного дальнемагистрального гражданского самолета», — сказал Мантуров, отвечая на вопрос об использовании Ил-96-400 для пассажирских перевозок.

Вице-премьер также дал понять, что пассажирское использование Ил-96-400 возможно только в случае тотального изменения двигательной схемы с четырехмоторной на двухмоторную.

«Наиболее перспективно и конкурентоспособно было бы установить два двигателя вместо нынешних четырех, то есть по одному на крыло», — заявил глава Минпромторга.

Ремоторизация

Чисто теоретически сделать из Ил-96 двухмоторную машину можно, если будет разработан двигатель тягой 32–35 тонн. Для начала на Ил-96-400М предполагается установка новых двигателей. На первом этапе все еще четырех, но более тяговитых и экономичных ПС-90А3, а в перспективе и двух ПД-35, разработка которых ведется с лета 2016 года.

Возможно ли все это воплотить на практике и сделать из хорошего для своего времени четырехмоторного самолета двухмоторный? Технически — безусловно да, хотя практически, скорее всего, нет.

Гражданское двигателестроение и в лучшие времена оставалось слабым местом отечественного авиапрома, что заставляло российских производителей летательных аппаратов использовать иностранные двигатели. В условиях санкций и значительного технологического и промышленного отставания разработать, испытать и передать в производство современный двигатель в обозримой перспективе практически невозможно.

Это означает, что в ближайшее время Ил-96-400 вряд ли получит двигатель, дающий ему возможность уйти от устаревшей четырехмоторной компоновки. К моменту появления такого мотора (он в любом случае когда-то появится) может выясниться, что имеющийся планер (весьма удачный, но разработанный в конце прошлого века) уже не удовлетворяет современным требованиям. Это может означать лишь то, что просто хорошему самолету Ил-96 уже вряд ли удастся преобразиться в авиалайнер XXI века. И его, скорее всего, ждет такая же судьба, как и А-340.