Кино

Адель из «Жизни Адель»: есть вопросы и поважнее тех, кто с кем должен спать

13 1867

Адель Экзаркопулос. © Антон Тушин/Ridus.ru

Ещё совсем недавно это имя практически никто не знал, да и сейчас не каждый выговорит без запинки: Адель Экзаркопулос. За плечами у неё всего несколько картин, ей только-только исполнится двадцать – а между тем сегодня она уже вошла в историю мирового кинематографа. Как первая актриса (наравне со своей партнёршей Леей Сейду), получившая на Каннском кинофестивале не традиционный приз за лучшую женскую роль, а разделившая с режиссёром непосредственно «Золотую пальмовую ветвь»! Таково было решение жюри, возглавляемого Стивеном Спилбергом, – экстраординарное, но понятное: актрисы, сыгравшие в фильме «Жизнь Адель», не просто выполняли указания Абделатифа Кешиша, но стали его полноправными соавторами. Иначе, наверное, ничего бы и не получилось: уж слишком острую тему затрагивает лента, справедливо заслуживающая ещё и титула самой скандальной работы 2013 года.

 

Кадр из фильма "Жизнь Адель".

 

Хотя, казалось бы, - это просто история любви. Но любви двух девушек. Не ново? Да. Но никто, пожалуй, не рассказывал эту историю так, как рассказывает её Кешиш - две картины которого ранее признавались во Франции лучшими фильмами года. Он отвергает лживую скромность и не прячет глаза даже в самые интимные моменты – шокируя сексуальными сценами даже повидавших многое киноманов. Но секс здесь – только приманка: на самом деле «Жизнь Адель» - о больших чувствах. С той лишь особенностью, что их «пропаганда» в России сегодня преследуется на самом высоком уровне.

Киноридус встретился с Адель Экзаркопулос за два часа до московской премьеры шедевра, принёсшего ей мировую славу.

 

Адель Экзаркопулос и Абделатиф Кешиш. © Антон Тушин/Ridus.ru

 

- Интересно, решение разделить главную награду Каннского фестиваля на трёх человек осталось только на бумаге – или же вы, актрисы, тоже получили свои персональные «Золотые пальмовые ветви»?

- Конечно, изначально «Золотая пальмовая ветвь» была только одна, для режиссёра – никто ведь не ожидал подобного решения жюри. Но нам обещали изготовить специальные «Золотые ветви», поменьше размером, которые будут храниться уже и у меня, и у Леи.

 

- Вы изначально понимали, на что идёте, когда подписывались на эту роль? Понимали, что последует дальше?

- Ну, во-первых, я на эту роль не соглашалась - я за неё боролась. Это не мне её предложили, а я согласилась – нет, я упорно ходила на кастинги. Был долгий отбор, много импровизаций, а на финальном этапе мы много раз встречались с Абделатифом лицом к лицу. И я знала, что речь идёт об истории любви, я читала комикс, который был взят за основу. И кроме того, мне нравились предыдущие фильмы Абделатифа Кешиша, где женщинам всегда отводилась очень важная роль.

 

- Меня в данном случае интересует, понимали ли вы, что вас ждёт после фильма – вам же теперь всю жизнь придётся отвечать на вопросы о сексе и о лесбийской любви?

- Нет, такого я, берясь за эту роль, предсказать не могла - что обсуждение фильма будет идти только в этом ключе и что мне всё время будут задавать одни и те же вопросы.

 

Кадр из фильма "Жизнь Адель".

 

- Но не расстраивает ли вас это сейчас? Вы ведь сыграли по-настоящему драматическую роль, а разговор о «Жизни Адель» так или иначе сводится в одну сторону?

- Знаете, очень интересно сравнивать – я заметила, что в разных странах задают разные вопросы. Например, в Японии все очень сдержанные и стыдливые, там никогда не будут о подобном спрашивать. Американцы же спокойно задают о сексе массу вопросов. Печалит ли меня это? Скорее нет. Я расстраиваюсь не из-за вопросов, а из-за людей: мне жаль, что они предпочитают сводить всё к теме секса, хотя откровенные сцены занимают всего лишь семь минут в трёхчасовом фильме! И потом, что тут такого?!. Это же нормально - у каждого есть сексуальная жизнь, это естественная часть нашего бытия. Так что я не понимаю, почему на этом следует так концентрироваться.

 

- А вы не опасаетесь, что зрители в своей массе пойдут в кино именно на эти семь минут?

- Тем лучше для них. Они придут ради этих семи минут, но посмотрят весь фильм – который гораздо глубже. Уверена, в итоге они узнают и поймут гораздо больше, чем узнали бы, посмотрев порнографию.

 

- Существовали ли для вас во время съёмок границы дозволенного? Когда вы говорили режиссёру: «Нет, вот это – нет»?

- Вот так навскидку я даже не могу вспомнить подобных моментов. Если что-то такое и случалось, то очень редко. Мы изначально знали, на что шли. Мы знали, что расскажем историю любви двух девушек, и понимали, что эту любовь нужно показать очень органично. А когда я знаю, для чего я это делаю, я готова это сделать.

 

Адель Экзаркопулос. © Антон Тушин/Ridus.ru

 

- В фильме есть сцена вечерники, во время которой персонажи оказываются на фоне экрана, на фоне кадров из чёрно-белого немого фильма. Помимо прочего это напоминает о временах, когда актрисе совсем не обязательно было раздеваться, чтобы доказать, что она - Актриса. Сейчас времена изменились - и режиссёры требуют всё большей и большей рискованной откровенности…

- Вообще-то и в немом кино тоже были обнажённые сцены. Но, как я только что сказала, когда я знаю, для чего я это делаю, я готова это сделать. А раз мы снимаем красивую историю любви, обнажённые сцены просто неизбежны. Да я и не считаю, что в них заключается какой-либо риск. Всё-таки менталитет меняется, развивается, на определённые вещи многие смотрят уже по-другому. И потом, обнажение в кино не обязательно воспринимать буквально – посмотрите на это как на метафору, как на своеобразное переодевание. К тому же нагота отнюдь не отрицает целомудрия. Целомудрие – это нечто более глубокое, нагота вовсе не свидетельствует об его отсутствии.

 

- Вся картина построена на крупных планах. Насколько близко камера придвигалась к актёрам? Или режиссёр с оператором использовали увеличение?

- Нет, камеры были вот, прямо здесь, у лица.

 

- Играть в таком тесном соседстве было, наверное, ужасно трудно?

- Нет, на самом деле это даже хорошо, что камера была так близко. Потому что когда она так близко, ты не можешь ни на секунду выйти из образа, ты не можешь сжульничать. К тому же, повторюсь, мы ведь с самого начала знали, что этот фильм в какой-то степени и о плоти – приближение к которой должно быть максимальным. И вообще, к камере очень быстро привыкаешь – и за пять месяцев съёмок мы просто перестали её замечать.

 

Кадр из фильма "Жизнь Адель".

 

- Ваша история затрагивает очень серьёзный культурный пласт, в ней поднимаются вопросы философии, литературы, живописи… Это Адель и Эмма такие умные - или подобные интересы характерны сейчас для всей французской молодёжи?

- Во-первых, литература – очень важный предмет во французских школах, ей и правда стараются уделять серьёзное внимание. Во-вторых, мне кажется, у каждого человека есть своя сфера культурных интересов, своё какое-то культурное убежище, в котором он укрывается от суеты. В Париже молодые люди сейчас действительно увлекаются и кино, и литературой, и выставками – это всем доступно и пользуется заслуженной популярностью.

 

- Отрадно слышать. Я вот когда смотрел фильм, задумался: а можно ли у нас в стране найти пару таких же умных и интересных девушек такого же возраста?..

- А чем же ваши молодые люди интересуются?.. Пойти в кино – в этом нет ничего необычного.

 

- Смотря что смотреть. Но боюсь, что многие предпочтут телевизор с его развлекательными программами…

- Не думаю, что это показатель. В Париже тоже очень многие смотрят телевизор, эти бесконечные реалити-шоу. Да я и сама их иногда смотрю, хотя прекрасно понимаю, что эти насквозь коммерческие проекты совершенно ничего не принесут мне в интеллектуальном плане, да и заявляемая ими «реальность» – зачастую постановочная фикция.

 

Адель Экзаркопулос. © Антон Тушин/Ridus.ru

 

- В фильме есть две рифмующиеся сцены – сперва Адель участвует в студенческой демонстрации, а потом выходит на гей-парад. Это тоже характерно для ваших сверстников – протестовать, бунтовать против чего-то?

- Да, это исторически так сложилось. Во Франции очень сильно развито участие в социальной жизни, в политике, в голосованиях. Учась в школе, я тоже часто ходила на демонстрации – толком даже не понимая, за что именно выступаю. Просто наши люди хорошо знают: хочешь чего-то добиться – объединяйся. Но тут вот какой парадокс. Разумеется, это здорово, что у нас каждый имеет право участвовать в демонстрациях и требовать того, чего он хочет. Но в итоге это приводит к тому, что мы начинаем проводить шествия по любому поводу, порой даже без повода – и вот это уже перебор.

Кстати сказать, так совпало, что когда мы снимали фильм, в обществе как раз разразились бурные дебаты на тему гомосексуальных браков. И было очень много связанных с этим выступлений – и за гомосексуальные браки, и против них, некоторые даже закончились применением насилия. Но мне кажется, что очень часто – и это касается любой политики, будь то французской, будь то российской, - люди ломают копья по не самым важным и острым вопросам. Есть куда более серьёзные проблемы: безработица, бедность, эмиграция... Вокруг существуют огромные социальные беды - а столь пристальное внимание уделяется почему-то вопросам самовыражения, тому,  кто с кем должен спать.

 

Адель Экзаркопулос. © Антон Тушин/Ridus.ru

 

- Золотые слова. Вам наверняка уже успели рассказать, что в России сегодня это как раз едва ли не самая главная тема: мы теперь активно боремся против пропаганды гомосексуализма. Как вы относитесь к подобному бреду?

- Что я чувствую? Непонимание, удивление и сожаление. Когда людям ограничивают свободу - это плохо для всего общества. Человек же не выбирает, кем ему быть, он не становится гомосексуалистом ради «стиля». Если ты испытываешь к кому-то влечение, то ты не можешь это контролировать в соответствии с законом. И если блокировать такие желания, это создаст в обществе фрустрацию, что плохо в первую очередь для самого общества – и для взаимоотношений между людьми, и для воспитания детей, и для поддержания семейных ценностей. Нельзя таким вот образом ограничивать свободу людей.

Для меня любовь не разделяется на «традиционную» и «нетрадиционную». И я думаю, что мировоззрение многих людей изменилось в этом вопросе в лучшую сторону. К тому же, повторюсь, в мире существует огромное количество других важных вопросов – уверена, что и в России наверняка найдутся проблемы посерьёзнее этих.

 

- Кстати, а что насчёт вас? Вам совсем скоро исполнится двадцать лет – какие вопросы общественной жизни волнуют непосредственно вас?

- Их немало. Но на первом месте – те, которые я уже назвала: безработица и бедность, вытекающие из проблем экономического характера.

 

Адель Экзаркопулос. © Антон Тушин/Ridus.ru

 

- «Жизнь Адель» напомнила мне другую эротическую драму - «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи с Евой Грин. Всех тогда тоже шокировали откровенные сцены с её участием – зато уже через пару лет актрису позвали на роль девушки Бонда, а не так давно она сыграла с самим Джонни Деппом. Вы не прочь повторить её судьбу?

- Было бы здорово, надеюсь на это. У меня уже есть агент в Голливуде, он прислал мне ряд сценариев. Но на данный момент я не могу сказать на этот счёт ничего конкретного, потому что всё пока очень и очень туманно. Мне нужно ещё эти сценарии внимательно прочитать, серьёзно их обдумать. Сейчас же я собираюсь сниматься в одном фильме вместе с Сарой Форестье, которая, кстати сказать, некогда прославилась тоже благодаря работе с Абделатифом Кешишем.

 

Кадр из фильма "Жизнь Адель".

 

См. также:

«Канны: всё ближе к финалу»

«В Каннах победил синий цвет»