Недвижимость

«Адский ад»: сбои в работе Росреестра стали регулярными

1 11161

В базе данных московского подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) произошел очередной сбой, из-за чего выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) выдаются с задержкой в несколько дней, выяснили журналисты.

Получить сведения из ЕГРН невозможно с прошлой недели, рассказал газете «Ведомости» один из московских нотариусов. На сайте Росреестра сообщается, что из-за технических работ документы выдаются с задержкой в 68 часов.

Представитель Росреестра заявил журналистам, что сбой в работе информационной системы ведомства оперативно устранили и возобновили отправку выписок заявителям, но теперь у чиновников другая проблема — очередь из неотправленных сформированных выписок. Росреестр обещает устранить очередь в течение пяти дней, хотя обязан предоставлять выписки за три дня.

Сбои в работе Росреестра участились после начала процесса перехода ведомства на государственную информационную систему ведения ЕГРН вместо восьми предыдущих программных комплексов. На эту задачу из бюджета было выделено несколько миллиардов рублей. Из-за масштабного сбоя в дата-центре в августе 2018 года, когда скопилась очередь в 180 тысяч необработанных запросов, правительство решило, что Росреестр должен хранить информацию о недвижимости россиян не в одном дата-центре, а в трех, но лучше от этого пока не стало.

Один из подмосковных риэлторов рассказал «Ридусу», что сбои в работе Росреестра случаются гораздо чаще, чем раз в год, осложняют работу его коллег, а также заставляют нервничать покупателей и продавцов жилья. «Сейчас эта система из МФЦ и Росреестра оставляет желать лучшего. Одни принимают заявления непонятно как, другие регистрируют непонятно как, никто ответственности ни за что не несет, а страдают рядовые люди», — заявил он.

«Могут запросить документы, которые на самом деле не нужны, могут неправильной оформить заявления, выписки могут придти с ошибками в адресах или фамилиях собственников, даже несколько раз подряд — каждую строчку надо с лупой проверять, а если сделку необходимо провести в сжатые сроки, то будет адский ад. За то что в Росреестре висят базы, их всех надо увольнять, люди доверяют им операции со своим жильем и ничего не могут сделать. Это происходит постоянно, из последнего — сентябрь и октябрь. То нельзя документы на сделку подать, то нельзя получить», — добавил собеседник «Ридуса».

Также риэлтор отметил неудовлетворительную работу сотрудников Росреестра с обращениями граждан. Ответы чиновников иной раз могут поставить в тупик непрофессиональных участников рынка недвижимости. В пример он привел бумагу из Управления Росреестра по Московской области, где находящийся в частной собственности участок объявлялся «территорией двойного учета», в связи с чем многие операции с этой землей были невозможны. Почему так получилось и что с этим делать — в Росреестре пояснить не соизволили.

Проблемы в Росреестре происходят на фоне роста активности покупателей квартир на вторичном рынке и увеличения числа сделок по договорам купли-продажи. В октябре 2019 года Управлением Росреестра по Москве зарегистрировано свыше 12 тысяч переходов прав на жилье, что на четверть превышает показатель сентября.

Как сообщал «Ридус», еще в июле покупатели московских квартир стали переключаться на «вторичку» из-за опасений по поводу затягивания сроков строительства новых домов после ввода правила об обязательных экскроу-счетах для девелоперов.

По новой схеме, деньги покупателей квартир хранятся на сберегательных счетах эскроу, а застройщик получает доступ к ним только после того, как представит банку разрешение на ввод дома в эксплуатацию и подтверждение регистрации прав собственности как минимум одного объекта долевого строительства. При таких условиях банк выступает финансовым гарантом дольщиков, однако его участие повышает конечную стоимость жилья и крайне осложняют работу небольших строительных компаний, которые могли предложить рынку проекты поинтереснее, чем типовые панельки от компаний-гигантов.