Общество Право

Адвокаты потребовали отпустить из СИЗО обвиняемых по делу кооператива «Бест Вей»

40 16666

В Северной столице продолжаются судебные тяжбы вокруг резонансного уголовного дела, касающегося Межрегионального потребительского кооператива по улучшению качества жизни «Бест Вей».

23 и 24 ноября Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе решение нижестоящего суда о продлении ареста четырем подозреваемым, находящимся в СИЗО. Правоохранители настаивают на мошеннических действиях арестованных, однако ни внятных доказательств их вины, ни даже потерпевших предоставить не могут.

«Ридус» выяснил подробности.

Дело «Бест Вей»

Уголовное дело по факту организации деятельности по привлечению денежных средств в особо крупном размере (ч. 2 ст. 172.2 УК РФ) было возбуждено ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в октябре прошлого года. В феврале 2022 года дело было переквалифицировано по ч. 4 более тяжкой статьи 159 («Мошенничество»). В июне в деле появились ч. 1 и 2 ст. 210 — «Организация преступного сообщества».

Фабула дела связана с нанесением ущерба имеющимся в деле потерпевшим другим юридическим лицом, которое следствие связывает с кооперативом и пытается взыскать с «Бест Вей» ущерб. Сперва речь шла о девяти миллионах рублей, а сейчас из-за увеличения количества потерпевших в деле сумма дошла до 60 миллионов.

 

Следствие пытается представить это юридическое лицо и кооператив частями единой структуры, которая имела целью хищение денежных средств. Структура, по их версии, контролировалась единым кругом физических лиц, хотя у кооператива не может быть контролирующих «акционеров», его пайщики равноправны. К тому же весной Совет кооператива и его ревизионная комиссия были полностью переизбраны, в органах управления и контроля не осталось никого из старых составов. «Бест Вей» возглавил экс-депутат Госдумы Сергей Крючек.

Следствие утверждает, что деятельность кооператива незаконна, ссылаясь на то, что «Бест Вей» в ноябре 2021 года был включен в так называемый предупредительный список Центробанка. Однако включение в этот список не влечет правовых последствий. Также следствие ссылается на пресс-релиз Генпрокуратуры от декабря 2021 года, но прокуроры никаких юридических актов не издавали. Прокуратура получила письмо из ЦБ о включении «Бест Вей» в предупредительный список и на его основании ходатайствовала перед Роскомнадзором о блокировке официального сайта кооператива, чтобы сделать невозможным привлечение новых пайщиков.

 

«Бест Вей» предлагает вариант совместного приобретения жилья пайщиками вскладчину, а не в кредит. Это популярный способ среди тех, кто не может позволить себе жилье на условиях банков. Чтобы вступить в кооператив, клиенты либо сразу вносят первоначальный взнос (35 или 50% от стоимости желаемой квартиры) либо накапливают на него на счете кооператива, платя членские взносы в размере двух тысяч рублей в месяц. После внесения первоначального взноса они становятся в очередь на приобретение квартиры, место в которой определяется датой внесения этого взноса.

Кооператив приобретает пайщику квартиру после того, как в паевом фонде накопится достаточная для этого сумма за счет паевых взносов пайщиков и возвратных взносов за уже приобретенную недвижимость, средства предоставляются в рассрочку без процентов со сроком возврата не более десяти лет. Переплата за квартиру в кооперативе составляет около 1,5%, она связана с уплатой ежемесячных членских вносов, а также с оплатой пайщиком проверки юридической чистоты недвижимости и ее независимой оценки. 

За более чем восемь лет работы «Бест Вей» приобрел более 2500 тысяч квартир, из них более 250 перешли в собственность пайщиков. Общий объем активов кооператива составляет более 15 миллиардов рублей.   

Питерские полицейские задержали четверых. По ходатайству следствия районные суды Санкт-Петербурга отправили в СИЗО временно не работавшую, а до осени 2021 года менеджера Анну Высоцкую, менеджера Александру Григорьеву, бухгалтера Елену Соловьеву и индивидуального предпринимателя Михаила Измайлова. Никто из них не занимал управленческих должностей в кооперативе. Позднее в розыск были объявлены пятеро граждан, в том числе бывший председатель Совета кооператива Роман Василенко.

Четверо арестованных находятся в заключении с февраля текущего года. Адвокаты обвиняемых называют происходящее не иначе как правовым беспределом.

Позиция защиты

Адвокаты четырех арестованных по уголовному делу «Бест Вей» подали кассационные жалобы на постановления питерского суда. Представляющий интересы Анны Высоцкой адвокат «Невской коллегии адвокатов» Алексей Никитин настаивает, что судебный вердикт «в полной мере незаконен и необоснован», а арест подозреваемой — это «непроцессуальное и незаконное воздействие на человека».

Суд отказал Высоцкой в замене меры пресечения на домашний арест или залог, так как подозреваемая якобы может воспрепятствовать следствию, спрятать или уничтожить важные документы или предупредить соучастников.

«С учетом того, что оперативно-разыскные мероприятия по делу проводились с ноября 2019 года, лично в отношении Высоцкой — с февраля 2020 года, а дело было возбуждено в октябре 2021 года, получается, что оперативно-разыскные мероприятия шли фактически два года до возбуждения уголовного дела. Само дело расследуется еще год. Так вот, за эти три года каких-либо обстоятельств, которые подтверждают вину Высоцкой, следствием так и не обнаружено. Либо непонятно, чем три года занимались правоохранительные органы», — поясняет адвокат.

Суд полагает, что после трех лет пристального наблюдения за Высоцкой остались еще какие-то сведения, которые подозреваемая скрывает и может каким-то образом предупредить других соучастников дела. «Как, по мнению следствия, Высоцкая должна с ними связываться, совершенно непонятно. Доводы являются надуманными и не подтверждаются даже теми доказательствами, которые предъявлены судом», — отметил Никитин.

Высоцкая находится под стражей уже более девяти месяцев. За это время правоохранители ни разу не предоставили ей право на свидание с близкими родственниками. Это нарушает права его подзащитной, продолжает адвокат: «В данном случае следствие из-за того, что не имеет возможности доказать документально, объективными данными, вину Высоцкой, использует меру пресечения как инструмент давления, не более того».

«Высоцкая, которая ранее не судима, не обвиняется в совершении насильственного преступления и положительно характеризуется, не должна содержаться под стражей, тем более что объективных данных, подтверждающих вину, не имеется. Я полагаю, необходимо рассмотреть вопрос об иной мере пресечения, не связанной с лишением свободы», — отметил в ходе заседания адвокат.

То же самое адвокат Никитин говорит и о другой своей подзащитной — бухгалтере Елене Соловьевой, которая находится под стражей более восьми месяцев.

«[Соловьева] фактически отбывает наказание, будучи невиновной, поскольку приговора об обратном до настоящего времени не вынесено. Вместе с тем она страдает заболеванием, медицинские документы о котором были приобщены стороной защиты. <...> Суду также были предоставлены документы, свидетельствующие о наложении ареста на сумму, многократно превышающую ущерб».

Последнее обстоятельство крайне важно: арест недвижимости кооператива на сумму, превышающую 12 миллиардов рублей, а также арест счетов на сумму более 3,8 миллиарда не смог порадовать пайщиков «Бест Вей». Они возмущены преследованием кооператива. Со всей России участники «Бест Вей» приезжают на судебные заседания, чтобы поддержать арестованных и их адвокатов. В отличие от обезличенных потерпевших.

Позиция пайщиков

На последнем судебном заседании в зале Санкт-Петербургского городского суда собралось более сотни пайщиков «Бест Вей». Находящихся в СИЗО подозреваемых они называют исключительно друзьями.

К слову, ни один из потерпевших на заседание не явился. Пайщики «Бест Вей» возмущены тем, что они не пришли ни на одно судебное заседание, чтобы пояснить, каким юридическим или физическим лицом и какими конкретно действиями им был нанесен ущерб.

Оксана Гилязова из Иркутска является пайщиком кооператива с 2016 года. В 2009 году у нее сгорел дом, поэтому единственным вариантом для нее оказалось приобретение жилья при помощи «Бест Вей». Но даже выкупленная у кооператива и уже проданная квартира в Иркутске оказалась в аресте.

«Это неправомерные, ошибочные действия следствия. Кооператив добросовестно работал, оплачивал налоги. Я сама юрист. Прежде чем вступить в кооператив, я проштудировала всю законодательную базу. Кооператив действовал только в правовом поле. Я полагаю, что уголовное дело возбуждено только по надуманным причинам и не имеет под собой никакой почвы», — отметила пайщица.

Еще одна пайщица с 2018 года — Светлана Чащина из Кемерова. Женщина напоминает, что в кооперативе сегодня более 19 тысяч пайщиков. Следствие утверждает, что потерпевших сто человек. «Где они? Покажите хоть одного!» — возмущена пайщица.

«Я приехала сюда, чтобы поддержать арестованных. Потому что творится какой-то беспредел. Я человек с высшим экономическим образованием, мне уже 51 год, я уже много чего видела, но такое — впервые. Жизнь преподносит нам такой опыт».

Пайщики намерены и далее приезжать на судебные заседания, касающиеся их кооператива, чтобы поддержать, по их мнению, незаконно удерживаемых в СИЗО менеджеров «Бест Вей». Они готовы отстаивать свою правду во всех инстанциях, вплоть до Верховного суда.