Общество

Афганистан переобувается, Россия – тоже. Репортаж c перевала Саланг

14 514

Прикид по афганскому фен-шую © Krig42

Сейчас работаем в Афганистане. Кабул – город блок-пост. Стреляют, но очень редко. Американцев не видно - сидят по своим базам. Свернули большинство строительных проектов. Языкового барьера практически нет, среди тех людей, с кем общались…

Афган завораживает, конечно, обтесывает, прилепляет. Не оставляет равнодушных. Мучает – страна очень тяжела для передвижения.

Побывав в Панджшере и за Салангом, западников мы встречали - по пальцам пересчитать. В полицейской Академии - пять человек. Причем по территории Академии они передвигались так: первый шел, наставив автомат, а последний, с автоматом у пуза, прикрывал это шествие и пятился как рак.

При спуске с Саланга была памятная встреча, когда нас чуть не пристрелили из-за страха, помноженного на осторожность. И я уверен, что причины были. Я и Антон Степаненко, спецкор Первого канала, лежали в кузове пикапа «Тойота Хай-люкс», замотанные в платки, заправленные под нижний край очков. Антон в кепке-бейсболке, я в шапке-масудовке.

На каждом - по три футболки, сверху флиска и ветровка, которая уже просто не застегивается. И укрыты мы были по шею таким цветастеньким пакистанским одеялом. На встречных курсах мимо нас не спеша проехали два джипа немцев. У переднего пулемет был наставлен вперед, а у заднего – назад.

В заднем пикапе сидел какой-то несчастный немчик. Он рассмотрел нас, и мы видели, как у него изменился диаметр глаз. И когда он встретился с нами взглядами через светофильтры, отреагировал тревожно и быстро – хлопнул ладонью по крышке ствольной коробки, и уцепился за ручку пулемета, вдев указательный палец куда надо. Так мы и разъехались в разные стороны. Кто на юг, а кто на север.

Были еще какие-то люди западного происхождения на смотровой площадке над Кабулом. Фотографировались. Шмыгали броневики – минимум по два. Проекты, которые строят американцы, заморожены - в Панджшерском ущелье их немеряно: школы, больницы, административные здания.

Работа на них сейчас не ведется. Вертолеты летают над Кабулом так: два «Апача» садятся, два – взлетают, и так круглые сутки. Насчитали десятки аэростатов – с разной хитрой аппаратурой слежения, даже в глухой провинции, над норками которые себе тщательно оборудовали пришельцы - висят белые пузыри со стабилизаторами, абсолютно знакомой, "блокадной" формы.

Наследство Империи - осколки ее брони © Krig42

Американцев за воинов не считают, в отличие от русских. Про то, что наши были настоящие воины, афганцы любят ввернуть в разговоре. Диалог из одного хитрого разбойничьего дукана без вывески где торгуют снаряжением, которое разбазарил Пентагон – от ножиков до лазерных целеуказателей, раций, каких-то GPS, обуви, флисовых полотенец, очков и т.д. Хлопец с первого канала покупает итальянский стропорез, и продавец рассказывает на хорошем русском, как его поставщики армейского барахла, остановили и раздербанили итальянскую колонну со снабжением.

Беседуем с продаваном об уходе американцев. Он говорит нам (слышали десятки раз), что чистого ислама афганцы уже отведали при талибах, и он им пришелся не по нраву. Особенно не понравились голодуха, бардак и кровища, которыми все это сопровождалось.

На окраинах Афганистана, наоборот, надеются на реванш талибов. Обтекаемо говоря, «"город Кундуз" крайне недоброжелателен и к западникам и к шурави». Вообще, после ухода американцев здесь останутся армия, замазанное в дружбе с Западом правительство и талибы. Афганцы не хотят, чтобы было опять "кто кого - слон или кит", и так десять лет. Говорят: "Русские, возвращайтесь!", или: "Вы к нам как к людям относитесь, а эти - как к низшим существам!".

На ехидный вопрос Степаненко, "что же вы раньше с нами воевали?" был получен совершенно бесхитростный ответ: "А мы тогда не знали, кто наши настоящие друзья!"

По моему мнению, пускай афганцы и дальше живут с этим внезапным озарением. Пользу от Афганистана мы так и не смогли придумать, кроме геополитических абстрактных камланий. Я бы этих камлаторов собрал бы в кучу и высадил на перевале Саланг возле основного тоннеля, нехай там геополитику делают. Хрен ли, ключевая точка страны. Да, и пайки им выдать в картонных коробках 1972 года выпуска. А дров геополитикам не давать, например.

Получается, что пользы от Афганистана никакой, а вот вреда нам этот Афганистан уже принес немеряно - в чеках и порошке. И принесет еще в десять раз больше, если с Афганом начнется интенсивный товарно-людской обмен.

Нет ничего зазорного в дружбе с прокаженным человеком, но еду и лекарства ему лучше передавать через стерильный шлюз, в перчатках. Афганцы этого не то, что не понимают, лукавят, вспоминая, сколько народу гибнет ежегодно в РФ от героина. Но поля свои маковые прилежно взращивают – все обочины дорог в маке-самосеве. То есть, его много на местности в целом, и он свободно разрастается естественным путем.

Делать с этим ничего-ничего не собираются, им от этого просто зашибись. И, по моему мнению, есть только два выхода из этой проблемы: опылить всю республику грибком, пожирающим мак, либо не мешать талибам, сделав параллельно визовый режим со Средней Азией.

Все остальные выходы из сложившейся ситуации приведут к удешевлению героина, просраным непонятно на что государственным деньгам и второму поколению воинов-интернационалистов. Денежки наши до сих пор встречаются в Афгане на каждом углу, лежат через километр по ущельям тонны брони. А с нашими воинами-афганцами я уже тут наобщался. И с предателями-перебежчиками из Советской армии, и с бывшими моджахедами. Посмотрел на этот исторический отрезок с обеих сторон.

Так что попробуйте принять мое мнение, или объяснить мне: "Зачем?". Зачем Россия размотала портянку, и опять лезет в ту же реку?