Политика

Агония социализма: куда заведет венесуэльский Майдан

1 27907

Спикер Национальной Ассамблеи (парламента) Венесуэлы Хуан Гуайдо провозгласил себя временным президентом страны, причем его моментально поддержали США, страны так называемой Лимской группы (14 стран, которые объединились для помощи Венесуэле найти выход из кризиса), Организация Американских Государств, чей президент Луис Альмагро приостановил процесс выхода Венесуэла из ОАГ. Также Гуайдо признали Дания, Грузия и Косово.

Антология конфликта

Мадуро не собирается сдаваться, он объявил о разрыве дипломатических отношений с США и дал указание американским дипломатом в 72 часа покинуть страну, на что США ответили отказом, ссылаясь на то, что они не признают Мадуро президентом. Глава НКА соратник Мадуро Дьосдадо Кабельо, заявил, что если дипломаты не покинут венесуэльскую территорию, они отключат посольство от коммуникаций. 

На улицах снова, как и два года назад, вспыхнули беспорядки, которые напрямую связаны с событиями 2017 года: в марте 2017 года Верховный суд Венесуэлы отозвал полномочия у Национальной Ассамблеи, которую контролировала оппозиция, отказывавшаяся исполнять решения Верховного суда, тем самым проявляя неуважение к судебной власти.  Это спровоцировало многочисленные марши оппозиции, человеческие жертвы и как итог – учреждение Национальной Конституционной Ассамблеи президентским декретом для того, чтобы переписать венесуэльскую конституцию от 1999 года. С июля 2017 года в Венесуэле установлено фактическое двоевластие: действуют и НКА, и парламент.

20 мая 2018 года в Венесуэле прошли президентские выборы, которые бойкотировала самая широкая коалиция оппозиционных партий «Круглый стол Демократического единства».  На эти выборы оппозиция делала ставку, пытаясь безболезненно сместить Мадуро демократическим путем. Политики от оппозиционных партий пытались договориться с правительством о присутствии международных наблюдателей на выборах или же о кадровых перестановках в Национальном избирательном совете. Однако ничего из этого оппозиции не удалось, и ей не оставалось ничего другого как бойкотировать выборы.

Законность президентских выборов не признали ни США, ни ЕС, ни Лимская группа. Согласно официальным данным Национального избирательного совета НИС, Мадуро одержал победу, за него проголосовало 67,7% проголосовавших при этом был высок уровень неявки на выборах, где к урнам пришли всего 46% от общего числа избирателей. По сути, за Мадуро проголосовало меньше половины населения Венесуэлы, которое имело право голосовать на выборах. Так себе цифра, которая уж точно не прибавляет в глазах мировой общественности легитимности Николасу Мадуро. Основной соперник Мадуро на выборах Энри Фалькон, бывший губернатор штата Лара, также отказался признавать результаты выборов. Эти выборы повлекли новые санкции со стороны США.

© Zuma\TASS

Экономики больше нет, спасайся, кто может

Страна тем временем проваливается все глубже в пучину экономического кризиса и гуманитарной катастрофы. Инфляция в тысячи процентов, голод, зашкаливают уровень преступности и детская смертность.  Если перейти от слов к цифрам, то ситуация в Венесуэле выглядит так: по данным доклада организации Observatorio Venezolano de Violencia (НКО, регистрирующее уровень преступности в стране), в 2017 году было зарегистрировано 26616 тысяч убийств, это 130 убийств на сто тысяч человек. Мало где в мире есть еще такой уровень убийств в стране, где не идет война.

Венесуэльцы пытаются спастись: имеющие валюту улетают, например, в Чили. Бедные – пытаются пешком дойти до приграничных штатов Бразилии или прорваться в соседние Колумбию и Эквадор. Небольшие приграничные города не справляются с потоками мигрантов, зреет недовольство, растет социальное напряжение – и теперь кризис в Венесуэле – это уже дело не только самой Венесуэлы, соседи также испытывают негативный эффект от последствий социальной и экономической катастрофы в стране, которая когда-то считалась процветающей на южноамериканском континенте.

В начале года оппозиция вновь собирается с силами и решает действовать.

Каждое 5 января, согласно действующей Конституции Венесуэлы, в Парламенте принимает присягу новое руководящее собрание законодательной ветви власти.  5 января 2019 года присягу принял депутат Хуан Гуайдо, молодой выходец из оппозиционной партии «Народная воля».

© Miguel Gutiérrez/EPA\TASS

Учитывая то, что президентские выборы 20 мая 2018 года были признаны Национальной Ассамблеей как нелегитимные из-за ненадлежащего организации и проведения, то и законодательная ветвь власти не признает Николаса Мадуро легитимным президентом.

Согласно 233 статьи Конституции Венесуэлы, должность Президента Республики считается свободной в случае его смерти, отставки, отстранения от должности по решению Верховного суда, признания недееспособным вследствие неизлечимого соматического или психического заболевания, установленного медицинской комиссией, назначенной Верховным судом, заключение которой утверждено Национальной ассамблеей, в случае отказа от должности, объявленного Национальной ассамблеей, а также в случае лишения его мандата путем всенародного отзыва. В случае освобождения должности избранного Президента до вступления его в должность назначается проведение новых всеобщих прямых и тайных выборов, которые должны состояться через тридцать календарных дней. На время проведения выборов и вступления в должность Президента Республики полномочия Президента Республики возлагаются на Председателя Национальной ассамблеи.

То есть, как говорит Конституция, власть временно находится в руках председателя парламента, пока не будут проведены новые выборы. Именно поэтому Гуайдо и объявил себя временным президентов Венесуэлы. Такой же точно позиции придерживается и группа Лимы, 13 стран которой высказались за поддержку Гуйадо и против Николаса Мадуро. Из лимской группы Мексика единственная, кто еще признает легитимно избранным президентом Мадуро.

Однако, говорить, что попытка лишить власти Мадуро увенчалась успехом, слишком преждевременно. Например, не сказали своего главного слова военные. Министр обороны Владимир Падрино Лопес, олицетворяющий военную верхушку, в своем твиттере демонстрирует Мадуро лояльность.

© Zuma\TASS

Все решит человек с ружьем

Оппозиция уже не в первый раз призывает военных покончить с режимом Мадуро и восстановить демократию. Тем, кто выступит против режима Николаса Мадуро, Хуан Гуайдо обещал амнистию. Пока мяч на стороне военных.  Однако, по всей видимости, посулы амнистии со стороны оппозиции не так привлекательны, как контроль за распределением продуктов питания, медикаментов и других предметов первой необходимости, которые как раз и находятся в руках военных. Армии поручено справедливое распределение продуктов среди населения. Также военные контролируют нефтяную промышленность и ряд других отраслей. 

Пока должности и государственные посты, где можно обогатиться военным, выглядят более привлекательными для людей в форме, чем эфемерное обещание амнистии со стороны оппозиции, которой военные изначально не очень-то и доверяют, хотя недовольных режимом Мадуро, особенно среди рядовых военных, хватает. Но страх быть преследуемыми в случае свержения режима весьма силен, и оппозиции пока сложно предложить что-то, что перевесило бы преимущества режима Мадуро для военных и успокоило бы их.

© Zuma\TASS

Гражданская война неизбежна?

Есть еще одна группа, которая поддерживает Николаса Мадуро, поддерживает яростно и крайне преданна ему. Это так называемые колективос – вооруженные гражданские формирования, которых создал Чавес после попытки госпереворота 2002 года и выпестовал Мадуро, как параллельную вооруженным силам структуру. Это, по сути, городские банды на мотоциклах и с оружием, которые использовались для подавления оппозиции и контроля в бедных районах городов. Они сейчас готовы к любому сценарию защиты революции. Поэтому, скорее всего, бескровная передача власти в Венесуэле не получится и задача как правительства Николаса Мадуро, так и оппозиции минимизировать неизбежные человеческие жертвы.

Автор — кандидат политических наук, эксперт Центра изучения кризисного общества. Специально для «Ридуса».