Кино

Аллергия на Кавказ в лёгкой форме

4 525

«Ч/Б»

Россия, ООО «Медиа Юниверсал Ивент», реж. Евгений Шелякин, в ролях: Алексей Чадов, Мераб Нинидзе, Сергей Маковецкий, Бесо Гатаев, Гурам Баблишвили, Кахи Кавсадзе, Игорь Жижикин, Екатерина Редникова, Мария Андреева, Андрей Руденский.

Бритоголовый Ярослав из «Патриотического союза» случайно убивает только что откинувшегося с зоны кавказца Нурика. Тот, впрочем, сразу оживает, объясняя, что на небесах, где он успел уже побывать, ему дали задание в течение пяти дней побыть у своего невольного убийцы ангелом-хранителем. Вдвоём они начинают непростой путь в столицу, где Ярослав вскоре должен свидетельствовать на суде против таджика, убившего его друга.

Из четырнадцати конкурсных фильмов «Кинотавра» «Ч/Б» - единственный, про который Киноридус писал ещё в прошлом году: тогда мы побывали на съёмках этой картины, поговорив с исполнителями главных ролей Алексеем Чадовым и Мерабом Нинидзе. Создатели ленты, напомним, собирались выпускать её в широкий прокат весной – но приглашение на фестиваль пересилило. Их можно понять: «Кинотавр» - это престижно. Зачем «Ч/Б» «Кинотавру» - понять уже сложнее: в сильнейшем конкурсе эта вялая и малоубедительная полудрама-полукомедия выглядит совершенно неубедительно.

Хотя «зачем» - вопрос, конечно, риторический. Понятно, что фильм прекрасно закрывает квоту, отведённую под «национальный вопрос», которая год назад закрывалась столь же «зрительским» и столь же «никаким» «Иваном сыном Амира» - неплохим, но точно не фестивальным произведением. Желание отборщиков не просто сделать выборку the best, но охватить российский кинопроцесс как жанрово, так и тематически, оборачивается чаще всего плачевным результатом: понижение планки ради того, чтобы поставить ту или иную галочку, конкурс определённо не красит. Остаётся только сокрушённо вздохнуть: 25-й «Кинотавр» мог бы войти в историю беспрецедентно мощной программой, но выбор, увы, был сделан в пользу не качества, а количества.

Тему, конечно, «Ч/Б» поднимает интересную – и донельзя актуальную, горячую, важнейшую. «Сегодня у многих аллергия на Кавказ», - метко говорит здесь мудрый дед в исполнении Кахи Кавсадзе. И обсуждается эта «аллергия» в картине не один раз – то с этой стороны, то с той. «Это я черножопый? – восклицает в сердцах Нурик.- Моя жопа по сравнению с твоим лицом – лебедь белая». Ярослав в качестве аргумента приводит лезгинку на улицах и стрельбу на свадьбах. «Вот мы себя в гостях нормально ведём.» - «Ты это в Турции расскажи», - под хохот и приветственные аплодисменты зала парирует Нурик, который ближе к финалу (ох, как предсказуемо) сам прочтёт небольшую мораль кавказской молодёжи, шумно затанцевавшей в электричке.

Пять дней – это, понятно, большой срок для того, чтобы притереться. Узнав «врага», волей-неволей становишься ему другом. Но проговорив наболевшее, сделали ли авторы фильма так, чтобы решение поставленных ими вопросов показалось нам достоверным и не ведущим в очередной тупик?.. Получилось ли у них не просто «пошутить», а сказать и правда что-то существенное?.. Не факт. Впрочем, это должен решать не критик, а зритель – быть может, рассчитанная на массы наивность изложения принесёт свои плоды в прокате, когда, выйдя из зала, простые русские парни пожмут руки своим горячим кавказским ровесникам?.. Ну, если так, будет прекрасно.

1 Кадр из фильма «Ч/Б».

Помимо «острого» здесь есть и смешное (менты играют в «мафию»), и лирическое (про сад Марии, который она до войны посадила в ауле), и размашистое (Нурик поёт в ресторане с цыганами «Ямщик, не гони лошадей»). Присутствует даже любовная линия: Ярославу снятся сны о его девушке Вике. Разок авторы даже проходятся по лезвию бритвы, предлагая нашему вниманию такой диалог: «В этой стране ты либо мент, либо жулик» - «А президент кто тогда?» - «А президент всеми нами руководит». Но в целом это всё блекло, поверхностно. Без глубины.

Единственный образ, над которым сценаристы действительно чуток поработали, достался (неудивительно) Сергею Маковецкому, играющему главного злодея, преследующего весь фильм «сладкую парочку». В его коллекции - бабочка Набокова, нож Байрона, сейф Гоголя. Он вежлив, начитан, жесток. Беда в том, что при этом он ещё намеренно карикатурен. Не про то разговор, что он должен был бы быть страшен, но хоть где-то дополнительной серьёзности не помешало бы.

Но призы для данной ленты – дело лишнее. Уже то честь, что в такой конкурс её взяли.

2 © Антон Тушин/Ridus.ru