Авто

Алматинский метрополитен. Фоторепортаж

11 930

Алматинский метрополитен открылся 1 декабря 2011 года. Это первый метрополитен в Казахстане, второй в Центральной Азии (после Ташкентского) и шестнадцатый и самый молодой на территории бывшего СССР.

Я уже гулял по тоннелям алматинского метро, когда оно строилось, и тогда мне удалось пройти или проехать все перегоны. Сейчас, увы, была возможность поснимать только станции. На нашу с Димой просьбу о съемке в тоннелях ответили отказом, «так как это стратегический объект особого назначения, находящийся в сейсмоопасном районе». Но днем, видимо, метро перестает быть стратегическим объектом, так что смотрим фотографии станций, сделанные с любезного разрешения акима города.

Знакомство с метро начинаем на станции «Абая». Уже в вестибюле к нам подходит сотрудник полиции и вежливо говорит, что снимать нельзя. Но поняв, что мы те самые, кому можно — он добреет. Плюс звонок начальству подтверждает, что да, у нас есть разрешение. Кстати, его на руки нам не дали. Акимат отправил бумагу в управление, и на месте сотрудники уже с ним ознакомились.

Мне сразу очень понравились эскалаторы, сделанные в Hyundai. К слову, эта фирма делает не только автомобили. Это одна из крупнейших компаний тяжелого машиностроения, которая производит почти все.

«Абая» — самая глубокая станция (78 метров). И, как видите, тоннельные эскалаторы вполне может делать не только Питерский завод. Да, пассажиропоток пока не идет ни в какое сравнение с Московским, но тем не менее.

Метро полностью ориентировано на малоподвижных групп граждан. Установлены подъемники, а рядом с эскалаторами есть специальные тележки, на которые заезжает инвалидная коляска, после чего сотрудник спускает на ней пассажира в метро.

Составы производства Hyundai Rotem со сквозным проходом. ОМГ, как это оказалось удобно-то!

Всего на линии курсирует три состава. В час пик выдается еще один. Интервалы — 12-14 минут.

Первая очередь первой линии имеет длину 8,56 км и состоит из 7 станций. Сейчас строятся еще две — «Сайран» и «Москва». Они будут пущены в 2014 году, и для них оставлено два свободных места на настенной плашке.

Метрополитен построен с учетом требований ГО. На станциях установлены затворы и трап для пассажиров. Но вот затворов в перегонных тоннелях я не помню.

Оплата проезда осуществляется с помощью бесконтактных смарт-карт многоразового использования и одноразовых смарт-жетонов. Стоимость одной поездки составляет 80 тенге (17 рублей), для детей от 7-15 лет — 40 тенге при предъявлении свидетельства о рождении. Баланс смарт-карт можно пополнять через кассы и автоматизированные терминалы на станциях. Срок действия карты — 90 дней с момента последнего пополнения баланса. Срок действия жетона — до конца текущих суток. Суббота объявлена «днем жетона». В этот день пассажиры могут принести свои просроченные жетоны и воспользоваться ими.

Станция «Алатау». Односвод с боковыми платформами. Над спусками со стороны вестибюлей в торцах платформенного участка расположены художественные тематические панно, выполненные из римской мозаики, бронзы и рельефа с изображением горного хребта Заилийского Алатау, который величаво поднимается над городом Алма-Ата.

Станция «Театр имени Мухтара Ауэзова».

Колонная станция из монолитного железобетона. Все станции рассчитаны на прием пятивагонных поездов, хотя сейчас курсируют четырехвагонные.

В торце платформы располагается живописное мозаичное панно с изображением сцены из спектакля.

Рядом с ним установлены 8 круглых медальонов, выполненных из гиперпласта и украшенных национальным орнаментом и сценами из быта кочевников.

Станция «Байконур» сначала произвела на меня жуткое впечатление — дешевый алюминий сине-белого цвета. Но за огромное панно в торце, где показывают пуски ракет с Байконура, можно простить все. Выглядит более чем феерически.

Современный хай-тек.

И еще обнаружился потрясающий эффект при прибытии и отправлении поезда — шикарное отражение в потолке света фар и красных светильников, напоминающих факел от двигателей ракеты.

Хвостовые огни создают особенно фантастическую картинку. Жалко, я не снял видео — в динамике это еще прекраснее.

Станция «Абая». «Архитектурно-художественное решение станции выполнено в современном стиле без использования традиционных архитектурных элементов» — странное утверждение в википедии. По мне так наоборот — классический вариант советского метрооформления. В торце платформы расположено художественное панно, выполненное в техниках «рельеф в бронзе» и «флорентийская мозаика». Бронзовый рельеф, изображающий Абая Кунанбаева, выделен на каменном фоне, на котором написаны отрывки из произведений Абая.

На первых трех станциях нас постоянно тормозили и спрашивали, кто мы и где разрешение. Потом уже все работники знали, что у них работает съемочная группа. Кстати, хочу отметить какую-то запредельную вежливость работников полиции и работников метрополитена. Может, мелочь, но приятно.

Очень понравились составы. Чистые, аккуратные. Визуально сборка куда лучше и качественнее, чем у Русичей.

Время проезда по первой линии составляет примерно 16 минут. В вагонах есть кондиционирование. Полностью отсутствует реклама.

Согласно википедии, составы оборудованы автоведением. Используется оно или нет — не знаю. Работник станции сказал, что поезда используют АРС-АЛС. При этом на линии включены светофоры.

Согласно правилам метрополитена, запрещено «осуществлять кино- и видеосъемку и специальные фотосессии без письменного разрешения администрации метрополитена, включать громкоговорители аудиотехники, использовать средства звукоусиления и играть на музыкальных инструментах». Мы спросили у сотрудника полиции, что такое «специальные фотосессии». Он посмотрел на наши фотокамеры (вторые морковники с разными большими объективами) и штативы и сказал, что мы точно попадаем под это определение. :)

Станция «Алмалы». В торце платформы расположено художественно-тематическое витражное панно с искусственной подсветкой. В панно заложена идея древнего города и цветущего сада. Композиция состоит из трех частей: правая часть — цветение сада с очертаниями древнего города Алмалы. Левая часть — созревание плодов с силуэтом каравана. Центральная часть — яблоня с плодами как символ плодородия, древа жизни и благоденствия. Фотография Нурсултана Назарбаева, президента республики, видимо, появилась позднее.

Станция классического пилонного типа, выполненная из монолитного бетона.

Почти за год работы мрамор и гранит не потеряли своего блеска. Это и не удивительно — пассажиропоток составляет 30 тыс. человек в день.

Вот специальная тележка для перевозки инвалидных колясок по эскалатору. Кстати, сами эскалаторы — автоматические. Они работают только тогда, когда подходит пассажир. Было немного непривычно.

Посмотрите, какое простое решение для размещения машин. Широкий проход оставлен по краям, а в центре — узкая баллюстрада. Это позволяет поставить 4 машины в тоннель более узкого диаметра.

Время работы метрополитена — ежедневно, с 06:30 до 23:30.

С открытием еще двух станций станций ожидается сильное возрастание пассажиропотока. Сейчас, с пуском первой очереди, не произошло какого-либо заметного облегчения в транспортной обстановке города.

На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Египетские пирамиды, Римский Колизей, Афинский Парфенон, Монастырь Эд-Дейр в Иордании. Что примечательно, в том же ряду изображена Пирамида Кукулькана, находящаяся в Мексике, на территории, лежащей по другую сторону Земного шара от Шелкового пути.

А это я. :) Спасибо Диме за фоточки.

И видео от victorprofessor про маршрутку в Алматинском метрополитене :)