Алтайские власти радостно отчитываются о новых рекордах. К середине летнего сезона в регионе успели отдохнуть уже больше двух миллионов туристов, а ведь впереди еще почти весь август, осень и зима. И это в разгар пандемии, которую на Алтае, как многие почему-то считают, победили.
Корреспондент «Ридуса» побывал в самых популярных точках Алтая и выяснил, как там обстоят дела с коронавирусом, какие настроения у местных и приезжих.
Тесты не нужны, маски обязательны, но это не точно
Этот год стал по-настоящему золотым для всех, кто связан с внутренним российским туризмом. Если еще в прошлом году даже при закрытых границах люди ехать куда-то боялись и были не уверены, то в 2021-м россиянам окончательно надоели все ограничения и они рванули на курорты. Чтоб наверняка, без отмен и закрытия границ, поехали на российские курорты. Все рекорды решительно бьет этим летом Алтай.
Попасть в Республику Алтай и Алтайский край достаточно просто. В отличие от Краснодарского края, где недавно ввели требование тестов или бумажек с подтверждением вакцинации, на Алтае не требуют никаких документов вообще. Ни сертификатов о прививке, ни каких-то тестов, ничего. Приезжай и живи, как говорится.
При этом в регионе формально продолжает действовать масочный режим. То есть посетить любое заведение, включая магазин, можно только в маске. Конечно, плевать на этот весь масочный режим хотели почти по всей стране, но особенно это наплевательство заметно на алтайских курортах.
Десятки тысяч новосибирцев, кемеровчан, томичей и гостей из других соседних регионов, а также тысячи москвичей и петербуржцев приехали отдыхать, а не маски же носить. Поэтому даже кажется, что на Алтае объявлен настоящий «безмасочный» режим.
Самые популярные курортные поселки Манжерок и Чемал не богаты инфраструктурой, в каждом из них есть по паре супермаркетов, на плечи работников которых ложится вся эта нагрузка из тысяч жаждущих отдыха, пива и замаринованного шашлыка. В очередях в масках нет никого.
Никакого контроля и никаких санкций за нарушение масочного режима на Алтае нет. Ну, формально наверное, и есть, но все плевать хотели на контроль, на санкции, на все.
Если сделать замечание отдыхающему и попросить надеть маску или хотя бы не то что соблюдать дистанцию, а просто не прижиматься к тебе в очереди потным телом, то можно услышать весь русский матерный словарь. И это в лучшем случае, ведь суровые русские отдыхающие маску воспринимают как что-то неприличное и предложение ее надеть для многих равноценно оскорблению всего рода, которое должно смываться только кровью.
В прошлом году некоторые владельцы алтайских турбаз видели такое поведение приезжих и активно вставали на защиту жизней жителей республики. Публично выступали и требовали людей не приезжать на Алтай, не заражать и не убивать местное население. Но прошел год, и защитников алтайцев стало меньше. Теперь только бизнес. А как отказаться от такого? На многих туристических базах все забронировано до конца лета, и это порой при ценах на номера в два-три раза выше, чем раньше.
В туристических зонах возникает ощущение, что на Алтае наконец-то победили коронавирус. Вот только выиграли ли на Алтае войну с пандемией?
Совсем недавно вблизи Манжерока закрыли детский лагерь, в котором случилась вспышка коронавируса и выявили почти тридцать зараженных. Перед поездкой на Алтай я собрал контакты троих людей, которые должны были меня встречать в разных локациях. Один прямо сейчас в реанимации, вторая болеет дома, третий на реабилитации.
Вероятно, все это грустные совпадения, ведь власти вспышек заболеваемости не фиксируют, официально республика стоит на стабильном коронавирусном «плато».
Спаси соседа, улучши потенцию
Но чем дальше отъезжаешь от туристических зон, тем интереснее становится происходящее вокруг и отношение местных к событиям. На улицах в таких совсем небольших населенных пунктах внезапно ходят люди в масках. Маской у них закрыты рты и почти всегда даже носы, полностью. На улице при этом никого.
Поговорив с местными, можно услышать жуткие истории про больничные палаты и кислород, про смерти близких, соседа. Повторять судьбу неверующих в ковид в небольших деревнях люди почему-то не хотят и стараются защититься, делают прививки и надевают маски даже на пустых улицах. Говорят, боятся. И знают, что надеяться можно будет только на себя. То есть местное деревенское население Алтая оказывается сознательнее туристов из больших городов. Удивительный и приятный факт.
Параллельно с этим по республике можно увидеть забавные пропагандистские плакаты. Людей заманивают на вакцинацию авторитетом президента Владимира Путина и армии, которые уже вакцинировались. Иногда добавляют фамилии местных привившихся чиновников, вдруг и они для кого-то являются авторитетом и примером для подражания.
Еще популярны плакаты с фотографией грустного алтайца, который призывает спасти соседа (вероятно, именно его) и сделать прививку.
А глава Артыбашского сельского поселения Алексей Киршин в своем «инстаграме» рассказал о «побочках» вакцины. По словам чиновника, после укола он стал видеть цветные сны, пропала тревога и улучшилась потенция.
Неизвестно, что больше влияет на жителей Алтая — стремление быть как Путин, желание спасти соседа или же улучшить потенцию, но регион — один из лидеров по привитому населению. В Республике Алтай вакцинировались больше 50 тысяч человек, это примерно четверть от всего населения региона. Неплохой показатель, если сравнивать с соседними субъектами.
Но интересный парадокс: на Алтае отказываются прививаться работники сферы туризма, торговли и общепита. Их уже к началу августа должно было быть вакцинировано не менее 60%, а по факту сотрудников этих сфер с прививкой оказалось в два раза меньше. В Алтайской ассоциации туризма говорят, что во всем виноваты туристы: слишком много их приехало, и работникам в такой суете просто некогда заниматься ерундой вроде вакцинации. Вот уедут туристы, закончат привозить деньги — и пойдут работники алтайских отелей за прививками. Так и победят заразу.
«Пей кумыс, и коронавируса не будет!»
Конечно, не обходится на Алтае и без разговоров про теории заговора, чипирование и вышки с частотами пятого поколения. И если в алтайских деревнях, как и сказано выше, люди достаточно адекватно относятся к себе и к окружающим, то в глубине республики, где начинаются деревни казахские, настроения снова меняются.
В Кош-Агаче живут в основном алтайские казахи. Ребята и девчата в этих деревнях почему-то тоже не очень верят в коронавирус и предлагают выпить кумыса. Говорят, этот чудный напиток из молока кобыл можно использовать в качестве лекарства от всего и в первую очередь от коронавируса.
Кумыс. Село Кош-Агач.
Но их тоже можно понять: ведь рядом Монголия, и буквально в паре десятков километров периодически случаются вспышки чумы. И каждый раз местных эта зараза не задевает. Так чего же им бояться какого-то коронавируса? Кумыса тут много.