Путешествия

«Алясочка» - бывшая Россия. История вопроса

33 414

Западная Аляска. © Charly Hengen/U.S. Coast Guard/Handout/Reuters

Кто помнит сейчас, что лет 150 назад в России было минимум два Новороссийска: не только известный поныне – в Цемесской бухте на Черноморском побережье Кавказа, но еще – в бухте Якутат на Аляске? Первый, слава Богу, пока остается российским – не отдан незалежному племени укров, как, например, Севастополь, исторически столь же относящийся к Украине, сколь и отбитый 250 лет назад русскими у турок Крым в целом. За второй, аляскинский, Российская империя хотя бы получила деньги, когда продала Северо-Американским Соединенным Штатам насыщенную природными богатствами Аляску по 5 долларов за квадратный километр.

Кто помнит сейчас Русско-индейскую войну 1802-1805 годов, которую не заметили, наверное, даже русские современники, обаянные в это время первыми годами царствования Александра Благословенного и завороженные триумфальным шествием "корсиканского дьявола" Бонапарта по Европе?..

А ведь в XVIII веке (и в первой половине XIX) ни русское присутствие, ни авторитет, ни вопросы принадлежности огромной части Североамериканского континента не подвергались ни малейшему сомнению никем в мире. Российский Форт Росс, декорации которого сохраняются до сих пор, – территория нынешней Северной Калифорнии. Гавайские острова, король которых еще в 1860-х пытался договориться с Россией о покровительстве, но не был услышан – только в 1959-м стали штатом США.

Когда в 1867 году Штаты приобретали у Александра II по 4,74 доллара за км² территорию площадью 1 миллион 519 тысяч км² - янки только-только победили южан и рубились с команчами и апачами в своем "дранг нах Вестен" - к Тихоокеанскому побережью. Предыдущие сто лет (!) обширные земли изрядной части этого континента контролировала Российская империя.

Помимо отрывочных, малоавторитетных для официальной историографии сведений о проникновении русских в Америку в 17-м веке, есть бесспорные – о командире бота "Святой Гавриил" геодезисте Гвоздёве и подштурмане Фёдорове с командой, прибывших на Аляску в ходе более масштабной экспедиции А. Шестакова и Д. Павлуцкого – хорошо, если упомянутых в современных российских учебниках хотя бы строкой.

Официальная история – вообще штука лукавая, часто имеющая мало общего с реальным положением дел. Автор этого опуса, бывавший в тех местах – по эту сторону Берингова пролива – в 90-х годах 20-го века, курил Marlboro и заваривал Brooke Bond, доставленные "с той стороны речки" аборигенами, на которых мало обращали внимание как российские погранцы, так и береговая охрана США. "Земля здесь Божья, а судьи – ружья!" - сказал тогда опытный местный русский. Москву здесь вспоминают лишь после очередного завирального указа, касающегося Дальнего Востока; на вопросы о Штатах – пожимают плечами: "а чё Штаты?". Что творилось тут 150 лет назад – мало кто представляет, на самом деле…

Многочисленные русские поселения, жесткое подавление промышленниками возмущений индейцев, Григорий Шелехов на Алеутских островах, валаамские монахи на острове Кадьяк, делец Василий Иванов на Юконе, тут же всемирноизвестный Джеймс Кук, первый русский губернатор Баранов – нет ни хорошей приключенческой беллетристики, ни кинематографических блокбастеров, рассказавших бы россиянам 21-го века о потрясающих перипетиях русских в принадлежащих им тогда землях Америки.

Из действительно популярных сюжетов на эту тему можно назвать лишь успешно забытую первую русскую рок-оперу "Юнона и Авось" о романтичной и роковой любви русского графа Резанова к дочери губернатора испанской тогда Калифорнии – Кончите Арильяга: "Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь…" Кончита никогда не дождется графа, влетевшего на тройке под енисейский лед у Красноярска (исторический факт). Она умрёт в монастыре, ожидая его годы и годы (исторический факт).


Аляска. © Kim Weibl/Alaska Division of Homeland Security and Emergency Management/Handout/Reuters

Совершенно иной – гнусный – сюжет есть у любимого россиянами, но не до конца известного им Джека Лондона: чудовищный русский ублюдок, промышленник по кличке – разумеется! – Иван Грозный вырезает индейских женщин и детей, чего никогда не делали спасающие их англо-саксонские пионеры Дикого Запада…

Тем не менее ещё одним историческим фактом остается то, что с лета 1799 года по осень 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании, эдакого аналога британской Ост-индской компании – и та, и другая коммерчески успешно осваивали под национальными флагами своих империй территории туземцев: одна - индийских, другая - американских…

… Когда Александр II – Освободитель – с великим князем Константином Николаевичем, министрами финансов и морского министерства, а также российским посланником в Вашингтоне бароном Стеклем продавал Аляску, экономические соображения не играли первой роли – массы пушнины, изобильная рыбодобыча и даже налаженное ещё Барановым производство пшеницы в Америке приносили прибыль, а не убытки Империи. Основным мотивом была кажущаяся тогда невозможность удержать эти территории в ходе Крымской войны, проигранной на европейском театре военных действий – на Дальнем Востоке английская эскадра всего-то атаковала Петропавловск-Камчатский.

Подписание договора продажи Аляски состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Территорию площадью 1 миллион 519 тысяч км² продали за 7,2 миллиона долларов золотом. 18 октября того же года Аляску официально приняли в состав Соединённых Штатов Америки. Практически сразу американцы нашли на этой земле эпохальные запасы того же золота. Во второй половине XX века там разведали нефть…

Рost scriptum - "После написанного".

Вернувшись из школы, младшеклассник-сын рассказывает родителям, что императрица Екатерина продала американцам принадлежавшую русским Аляску. Погрустневший папа размышляет, как поделикатней сообщить сыну, что его учитель – двоечница, исторические сведения которой ограничиваются песенкой группы "Любэ" со словами "отдавай-ка землицу Алясочку", "эх, Екатерина, ты была неправа!".

"Ээ-эх!" - основная эмоция любителя российской истории при ознакомлении с ней...


Аляска. © Wayde Carroll/Reuters