Знаменитости Общество Политика

Америка проигрывает Сноудену в шпионском скандале

10 136

Президент США Барак Обама © Сергей Гунеев/РИА Новости

Бывший работник ЦРУ Эдвард Сноуден, который с 23 июня находится в транзитной зоне московского аэропорта "Шереметьево", попросил политического убежища в 21 стране. Сотрудница скандально известного сайта Wikileaks Сара Харрисон передала в консульский отдел аэропорта от имени Сноудена соответствующие запросы  в Австрию, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Германию, Индию, Ирландию, Испанию, Италию, Китай, Кубу, Нидерланды, Никарагуа, Норвегию, Польшу, Россию, Финляндию, ФРГ и Швейцарию.

Владимир Путин заявил, что Россия готова предоставить политическое убежище Сноудену, если тот прекратит свою антиамериканскую деятельность. Российский президент также подчеркнул, что Сноуден «не является нашим агентом, не сотрудничает с нами, и мы с ним не работаем». Путин отметил, что Сноуден считает себя правозащитником, и вряд ли откажется от своей деятельности.

И тот не заставил себя ждать, отказавшись от намерения остаться в России. При этом пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что Россия не намерена выдавать Сноудена США. Москва этого никогда не делала и делать не будет, настаивает он.

Как теперь сложится судьба Сноудена не ясно, поскольку он уже обвинил Вашингтон в том, что Штаты оказывают давление на руководство ряда стран с тем, чтобы политическое убежище беглому сотруднику спецслужбы не давали. Германия, Норвегия, Австрия, Финляндия, Швейцария и Польша уже ответили ему отказом. 

«В четверг президент Обама заявил всему миру, что он не допустит никаких дипломатических "махинаций" в моем деле. Теперь же сообщается, что после этого обещания президент приказал вице-президенту оказать давление на лидеров тех стран, у которых я попросил защиты, чтобы они отказали мне в предоставлении убежища…. Администрация Обамы сейчас приняла стратегию использования гражданства в качестве оружия. Хотя меня ни за что не осудили, у меня в одностороннем порядке отозвали паспорт… Теперь, без решения суда, власти хотят не дать мне воспользоваться одним из основных прав. Правом, которым обладает каждый. Правом просить политического убежища», — заявил беглец от американского правосудия.

Сноуден уверен, что Белый Дом боится не таких разоблачителей, как он, а разгневанной общественности, которая может потребовать для себя правительства, соблюдающего Конституцию.

Между тем, входящая в правительство Франции партия «Европа – Экология - "Зеленые"» уже потребовала у президента страны Франсуа Олланда предоставить Сноудену убежище. «Зеленые» уверены, что такой шаг подтвердит «стремление Франции защитить, независимо от гражданства, всех, кто бьет тревогу, спасает демократию». Не обошлось и без шпильки в адрес США. Экологи настаивают, что предоставление политического убежища Сноудену «должно  напомнить, что Франция категорически отвергает американский диктат в сфере защиты личных данных и явные нарушения основных прав и свобод под предлогом борьбы с террористической угрозой».

Не стала отмалчиваться и Германия, а ведь именно Франция и Германия играют первую скрипку в Евросоюзе. Представитель канцлера ФРГ Ангелы Меркель Штеффен Зайберт заявил, что если сообщения о прослушке госучреждений Евросоюза со стороны Агентства национальной безопасности  США подтвердятся, то это будет иметь серьезные последствия для двусторонних отношений. Федеральный прокурор Германии намерен предъявить обвинения британской и американской разведкам на фоне новых доказательств о шпионаже в гораздо более широких структурах, чем прослушивание телефонных звонков и мониторинг интернет-трафика.

Российские парламентарии пошли еще дальше и предложили выдвинуть Сноудена в кандидаты на получение Нобелевской премии мира. С такой инициативой на слушаниях в Общественной палате выступил депутат Александр Сидякин и многие коллеги его поддержали.

Число «фанатов» у Сноудена растет день ото дня, как среди простых граждан, так и среди политиков. В Гонконге про него уже успели снять корометражку. А вот для администрации Обамы вся эта история обернулась, как минимум, имиджевыми потерями, а возможно, и потерей остатков доверия со стороны партнеров.