В первые дни года крупнейший в США биржевой фонд, скупающий гособлигации стран третьего мира (куда по классификации iShares JP Morgan USD Emerging Markets Bond ETF относится и Россия), зафиксировал беспрецедентный в своей истории (то есть с 2012 года) наплыв клиентов.
Облигации федерального займа российского Минфина с погашением в 2030 году вошли в тройку основных приобретений фонда, наряду с госбондами Аргентины и Уганды (на Россию приходится 4,56% от портфеля фонда).
Девять дней, полет стабильный
Такой скачок интереса к российским бумагам вызван как внеэкономическими факторами (длинный перерыв в работе российского фондового рынка из-за новогодних праздников), так и уверенностью иностранных инвесторов в том, что в Россию можно и нужно вкладывать деньги, разъясняет глава ФГ Whitestone Capital Александр Просвиряков.
«Интерес инвесторов к российскому суверенному долгу понятен. Экономика России показывает если не рост, то стабильность, а для длинных денег это — важнейший фактор. У нас довольно неплохая макроэкономическая ситуация. Плюс цена на нефть тоже стабильна. И вообще, за девять дней вынужденного простоя никаких негативных сигналов для российской экономики не поступало», — сказал он «Ридусу».
Всё уложится, всё уляжется
Однако новогодние подарки не могут сваливаться постоянно, охлаждает собственный пыл Просвиряков.
«Такой резкий рост спроса на российские облигации, скорее всего, сгладится уже до следующей недели. Но и в более плавном виде спрос на них будет вполне здоровым. Ведь эти бонды предлагают доходность в 3,5% — немыслимая прибыльность, которую нигде в мире сейчас не найти, тем более при таких низких рисках, какие представляют инвестиции в Россию», — уточняет он.
Низкие риски инвестиций в российские бумаги связаны также и с тем, что отношение суверенного долга РФ к ее ВВП — одно из самых низких в мире среди стран, сравнимых с Россией по объему и структуре экономики.
«Иностранным инвесторам нечего опасаться за свои деньги в России. Поэтому они с таким нетерпением ждали, когда же русские закончат гулять вокруг своих новогодних елок», — заключает финансист.
Скупка американским фондом российских гособлигаций в таких количествах будет, конечно, подспорьем для экономики России, но говорить, что это перевернет картину мира, было бы преувеличением, добавляет независимый финансовый эксперт Антон Шабанов.
«Облигации российского Минфина являются очень привлекательными для инвесторов, это общеизвестно. В этом смысле они как были интересными в 2017 году, такими и останутся, скорее всего, в 2018-м. Россия в прошлом году разместила таких бумаг на 1,1 триллиона рублей, и в нынешнем году цифры могут быть сравнимыми», — сказал он «Ридусу».
Обитаемый остров
Российские облигации настолько привлекательны для иностранных инвесторов, что их расхватывают как горячие пирожки, несмотря на политические риски, соглашается и преподаватель Международного института экономики и финансов Евгений Андреев.
«Доходность российских облигаций настолько высока, что нигде в обитаемом мире невозможно получить такую. Это заставляет обладателей свободных капиталов забыть о том, что в марте, вероятно, вступят в силу новые американские санкции в отношении тех, кто ведет дела с Россией. Хотя, конечно, каждый инвестор оценивает соотношение выгоды и рисков для себя лично», — сказал он «Ридусу».
Некоторые покупатели российских бумаг не исключают варианта, что если ущерб для них от санкций превысит доход от владения такими бумагами, они из них выйдут, продолжает Андреев.
«Конечно, прибыли от этого инвесторы не получат никакой: ведь облигации — инструмент долгосрочный, и их ликвидность очень ограничена. Мало кто захочет перекупать у них эти бумаги, а значит — они упадут в цене. Для Минфина же России потеря будет невелика, поскольку деньги уже получены, и что там происходит на вторичном рынке облигаций, уже особой роли не играет», — поясняет эксперт.
Осенью 2017 года глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявляла, что, если новые санкции США будут приняты, доходность гособлигаций вырастет лишь на 0,4—0,5% и все, что продадут иностранцы, «с удовольствием» выкупят российские банки.