Компания Blue Origin провела первые огневые испытания ракетного двигателя BE-4, который работает на жидком кислороде и жидком метане в качестве окислителя и топлива. Об этом сообщает Popular Mechanics.
Но дело не только в том, что это будет самым мощным американским ракетным двигателем на ближайшие десятилетия, а в том, что ВЕ-4 отправит в музей российский РД-180. Таким образом, американская космическая отрасль избавится от зависимости от поставок от геополитического противника.
То есть строительство ВЕ-4 — вопрос не только технологический, но и политический. Ведь для РД-180 было даже сделано отдельно исключение в антироссийском санкционном списке США. В 2014 году Конгресс постановил отказаться от российских двигателей и ускорить разработку американских аналогов, но этот запрет был снят в бюджетном законе, который вступил в силу в декабре того же года.
Для российской космической промышленности утеря американского рынка — не катастрофа и даже не удар, успокаивает эксперт журнала «Новости космонавтики» по средствам выведения Игорь Афанасьев.
«Перспективы РД-180 были известны изначально, и, более того, они оказались намного лучше, чем предполагалось. Ведь по первоначальному плану срок контракта „Энергомаша“ с НАСА истекал в 2005 году. Но американцам тогда стало ясно, что продолжать использовать на „Атласах“ российский двигатель экономически разумнее, чем создавать свой с нуля», — рассказал он «Ридусу».
Навек, бесповоротно…
На этот раз сроки, когда РД-180 будет списан, то есть 2019 год, скорее всего продлеваться уже не будут — ведь американцы уже близки к тому, чтобы начать производить свои двигатели в масштабе 1:1, несмотря на произошедшую весной аварию при испытаниях, напоминает эксперт.
Контракт на поставку 101-го двигателя РД-180 Москва и Вашингтон заключили в 1997 году.
Военно-воздушные силы США в начале 2016 года заключили два контракта — для создания конкуренции — на общую сумму почти 536 миллионов долларов на разработку ракетного двигателя, который должен заменить российские РД-180.
В начале сентября делегация ракетостроительного концерна United Launch Alliance (ULA) даже приезжала на НПО «Энергомаш» бить челом, чтобы российская сторона не прекращала поставки двигателей для ракет Atlas-5.
«У них все пуски ракет „Атлас“ расписаны года до 2019-го, поэтому отказаться от РД-180 ранее этого срока американцы просто не могут. Один двигатель — один пуск. Поэтому санкции санкциями, но business as usual», — говорит Афанасьев.
Но это только отсрочка неизбежного: у РД-180 при всех его неоспоримых достоинствах просто нет применения на российских ракетах, он полностью шел на экспорт. После того как США начнут выполнять программу импортозамещения, заменив российские двигатели своими аналогами-«одноклассниками», РД-180 останутся без работы.