Последние несколько десятилетий стремительный технологический прогресс в области авиатехники сопровождался столь же стремительным удорожанием самолётов, стоимость которых от поколения к поколению возрастала в геометрической прогрессии. Подобная тенденция имеет несколько последствий.
Во-первых, она приводит к сокращению общей численности авиапарка – огромная цена новых самолётов не позволяет заменять снимаемые с вооружения машины предыдущих поколений в соотношении один к одному. Во-вторых, в программах производства авиационных вооружений начинает преобладать выпуск универсальных многоцелевых самолётов, чтобы использовать имеющийся авиапарк в максимальном количестве тактических ниш.
Погоня за универсализацией в сочетании с увеличением стоимости жизненного цикла самолётов и снижением их общего количества создаёт серьёзные организационные проблемы в военно-воздушных силах как великих держав, так и развивающихся стран.
F-16
А ценник все выше и выше
Особенно показательно это на примере сильнейших в мире ВВС США. Начиная с 1950-х гг., за исключением истребителя F-16 и штурмовика А-10, стоимость самолёта каждого последующего поколения примерно на 200% превосходила стоимость предшественника, что неизбежно приводило к уменьшению общего числа серийно производимых боевых машин. По мере того как будет подходить к концу срок службы многоцелевых истребителей F-15 и F-16, а также штурмовиков A-10, последует их замена чрезмерно дорогими в производстве и эксплуатации, а потому немногочисленными F-22 и F-35.
Технологическое совершенство и высокие ТТХ самолётов данного типа делает их исключительно эффективными в операциях по завоеванию господства в воздухе (предполагающих уничтожение ВВС и подавление ПВО противника), а также в операциях по изоляции поля боя. Однако их недостаточное количество самым серьёзным образом скажется на эффективности операций по непосредственной поддержке с воздуха сухопутных войск.
F-22
Без поддержки с воздуха
Анализ американской военной периодики показывает, что командование сухопутных войск США крайне недовольно тем, как налажено взаимодействие армии с авиацией. Поскольку американская армейская авиация с середины 1960-х гг. имеет на вооружении лишь вертолёты, сухопутные войска в деле поддержки с воздуха сильно зависят от ВВС, которые традиционно не считают операции данного типа приоритетной для себя задачей. Армейские офицеры всерьёз опасаются того, что по мере снижения общего количества самолётов неприоритетные операции будут пользоваться всё меньшим вниманием командования ВВС США.
AT-6 Beechcraft
Пропеллер, громче песню пой...
В результате чем дальше, тем больше: армия США хочет обзавестись своими собственными самолётами непосредственной поддержки с воздуха, способными занять тактическую нишу между ударными вертолётами армейского подчинения и дорогими многоцелевыми истребителями, входящими в состав ВВС. Основными критериями при этом видится низкая стоимость лётного часа и простота технического обслуживания.
Подходящим типом может стать лёгкий турбовинтовой штурмовик АТ-6 «Beechcraft», созданный на базе учебно-тренировочного самолёта, либо его прямой бразильский конкурент EMB-314 «Супер-Тукано», также участвовавший в американском тендере. Эскадрилья из 24 АТ-6 будет стоить столько же, сколько один F-35A и немногим дороже, чем два F-15E. По сравнению с вертолётами АТ-6 обладают значительно большим боевым радиусом и полезной нагрузкой, которая включает управляемые бомбы JDAM и ракеты AGM-114 «Хеллфайер». АТ-6 с крейсерской скоростью около 500 км/ч могут часами барражировать над полем боя и в течение нескольких минут отреагировать на заявку, нанеся удар в интересах сухопутных войск. Такой самолёт станет практически идеальным оружием в контрпартизанских операциях, где противник не имеет современных средств ПВО.
Естественно, АТ-6 не является многофункциональным, не обладает пониженной радиолокационной заметностью, не может противостоять в воздушном бою настоящим истребителям или совершать низковысотный прорыв к цели на сверхзвуке. Он также будет весьма уязвим при встрече с ЗРК. Но поскольку в современной воздушной войне операциям непосредственной поддержки войск в любом случае предшествует завоевание господства в воздухе, изоляция поля боя и подавление ПВО противника, американцы рассчитывают избежать тяжёлых потерь от огня с земли.
EMB-314 Super Tucano
Как известно, любая военная организация изначально предполагает некий баланс между качеством и количеством. Нарушение гармоничного сочетания обоих параметров способно вызвать критическую ситуацию, когда техническое совершенство отдельно взятого образца уже не может компенсировать нехватку общего количества боевых единиц. И если американская сухопутная армия всё же добьётся для себя права создать оптимизированную под свои задачи и независимую от ВВС авиацию поля боя на основе многочисленного парка дешёвых турбовинтовых штурмовиков, можно будет говорить о начале выхода из порочного круга технического прогресса.
А тем временем в России
В России самолетов подобного класса пока что нет. Учебно-тренировочные Як-130 в ударной конфигурации не могут соперничать с турбовинтовыми штурмовиками по критерию стоимость-эффективность, хотя потребность в них в свете той же Сирийской кампании достаточно очевидна. Операция в Сирии показала всему миру новое качество боевой мощи ВКС России. Она стала выставкой передовых достижений отечественного авиастроения и таким образом символизировала окончание периода относительного упадка российской авиации в постсоветские годы.
Як-130
Однако за истекший год Сирийская кампания только по официальным данным обошлась российскому бюджету в 56 млрд руб. Сегодня неформальные репутационные дивиденды от рекламы боевых возможностей Су-34, Су-35, а также модернизированных Су-24 и Су-25 едва ли способны окупить эти затраты. Однако за отсутствием более дешёвой альтернативы России приходится продолжать бомбардировки позиций исламских радикалов, используя явно избыточную для этого авиатехнику.
Автор — кандидат исторических наук, эксперт Центра изучения кризисного общества