Культура

«Амурская осень» показала, что такое антреприза сегодня

1 618

Сегодня в Благовещенске огласят результаты 11-го фестиваля кино и театра «Амурская осень». Как мы уже рассказывали, часть представленных в Приамурье антрепризных спектаклей обращена к душе зрителя, но большая их половина не претендует на «смыслы» и нацелена исключительно на то, чтобы просто развлечь уставшего после работы трудового человека. Но оказывается, что и развлечение по своему качеству может быть разного уровня – от блистательного до ширпотребного.

Спектакль "Поцелуй удачи". © Сергей Иванов

Действительно забавным показался «Поцелуй удачи» (режиссёр и автор Александр Васютинский), не замахивающийся на «высокое», но удачно выполняющий свою основную задачу: дать зрителю отдохнуть, да так, чтобы самим не стыдно было. История для этого взята довольно поверхностная: служанка Коломбина случайно (якобы) проговаривается, что у неё есть «выигрышный» лотерейный билет, на который и правда падает невероятный выигрыш. Теперь довольно страшненькая Коломбина – предмет вожделения сразу двух мужчин: обедневшего аристократа и его пронырливого управляющего, которые с одинаковым рвением стараются увлечь её к алтарю, несмотря на то, что у каждого вроде как есть уже по невесте.

Отсылки к итальянской комедии дель арте здесь, разумеется, очевидны, но не всегда оправданы – при желании легко найти несовпадение разыгрываемых «масок» эталону. Однако сидящему в зале зрителю не до таких тонкостей – он с удовольствием внимает возникающим между персонажами перепалкам, рукоплещет игривому комикованию актёров. Те в свою очередь стараются вовсю – отчаянно «строя глазки», но не теряя, по счастью, чувства меры и вкуса. Основной удар берёт на себя исполнительница главной роли Людмила Артемьева, показывая себя отменной комедийной актрисой, способной на игривые перевоплощения и не стесняющейся от души «пошалить». Не уступают ей и мужчины – Алексей Шевченков (представивший, кстати сказать, на фестивале и фильм «Иуда», принёсший ему актёрский приз ММКФ), Анатолий Кот, Александр Тютин. С завидным постоянством они ставят своих героев в неловкие ситуации, выходя из них с достоинством, отличающим хорошую комедию от дурной. Хотя серьёзные критики кривились и от тех моментов, которые я бы оценил в постановке как несомненные плюсы.

Спектакль "Мужчина моей мечты". © Сергей Иванов

К сожалению, второй спектакль Александра Васютинского, представленный в конкурсе «Амурской осени», не произвёл такого же впечатления – на меня, но не на женщин Благовещенска. «Мужчина моей мечты» (по пьесе Владимира Попова) оставил в их сердцах неизгладимые воспоминания - как можно было судить по репликам выходящей из театра толпы. Это история одних «смотрин»: к провинциальной актрисе должен заскочить наметившийся кавалер – и она собирает подруг, дабы оценить кандидата. Раскрою сразу главный секрет дальнейшего действия: после того, как все героини наелись, а главное – напились, выясняется, что этого вот мужчину прекрасно знает каждая. В разное время под разными именами он дарил им три счастливых дня – и исчезал с концами. И вот – вновь объявился, на сей раз – позарившись на новую «жертву». «Ловелас!» - скажете вы, но нет, скорее – Казанова! Потому как этот «Игорь» - или «Леопольд Леопольдович» - не просто пользовался выбранными дамочками, а предлагал им то, чего так часто не хватает в реальной жизни – сказку, мечту, встречу с приятным интеллигентным человеком. И каждая готова была ему всё простить – лишь бы он вернулся в итоге именно к ней.

«Как глубоко!» - восторгались после спектакля зрительницы, разделяющие, судя по всему, обозначенную нехватку. «Как тонко!» - говорили они и были, судя по всему, очень довольны увиденным. Понять их восторги можно, но вот одобрять не хочется. Притом что актёрский ансамбль можно назвать вполне удачным, сложившимся (Елена Панова, Наталья Бочкарёва, Ирина Лачина, Юлия Ромашина и примыкающий к ним Дмитрий Орлов), материала для собственно игры здесь практически нет. Вот вроде бы и «жизненный» сюжет, многими, как показала реакция зала, узнаваемый, но… Для драмы слишком поверхностно, для комедии… Нет, как комедия это ещё вполне ничего, но разве что из разряда «посмотрел и забыл».

Спектакль "Жена на двоих". © Сергей Иванов

Несколько обратная ситуация – как можно понять уже из названия - сложилась в спектакле «Жена на двоих». Двое мужчин 8-го марта застревают в лифте элитного дома. Учитывая, что диспетчер «гуляет», времени поговорить у них предостаточно – тем более что в связи с праздником под рукой у каждого оказывается по бутылочке текилы. Вскоре ожидаемо выясняется, что едут они к одной и той же женщине – один как вернувшийся из командировки муж, другой – как давно уже похаживающий любовник. И вот тут-то – самое неожиданное. Казалось бы – банальный, избитый, донельзя надоевший сюжет (пьеса Ольги Степновой). Но все банальности и избитости с лихвой компенсирует качество исполнения. Пётр Красилов и постановщик спектакля Игорь Мочалов (Касилов) разыгрывают без малого двухчасовое представление почти на одном дыхании, находя повод для гэга едва ли не в каждой реплике, едва ли не в каждом движении своих персонажей. Используя проходной, в принципе, материал, они устраивают настоящее актёрское шоу, мигом захватывая внимание зала и изо всех сил удерживая его до самого финала (хотя и возникает всё-таки ощущение, что будь постановка чуток покороче, она была бы и чуток получше). Мастерски обыгрывая любую, даже самую беззлобную шутку, они доказывают, что при умелом подходе и должном настрое вытянуть на очень хорошую высоту можно и ту драматургию, что изначально на эту высоту вовсе и не претендовала.

Таким образом, спектакль, от которого ровным счётом ничего особого не ждали, оказался на «Амурской осени» едва ли не лучшим. Сработал, как мне кажется, именно эффект неожиданности, и восторг (используем всё же это громкое слово) во многом был замешан на удивлении. Ведь всем более-менее понятно, чего можно было ждать, например, от «Старшего сына» с Виктором Сухоруковым – тут разве что могли быть опасения, что ожидания окажутся слишком завышенными и в результате не будут оправданы. «Жена на двоих» своим названием изначально если на что-то и настраивала, то скорее на что-то совсем уж печальное. Тем радостнее было обмануться – и увидеть хороший спектакль.

Спектакль "Любовь по-итальянски". © Сергей Иванов

А вот «Любовь по-итальянски» Семёна Стругачёва с ним же в главной роли никак не обманула, запланировано оказавшись апофеозом пошлости. Стругачёв, напомню, это Лёва Соловейчик из «Особенностей национальной охоты», народный артист России и  прямом, и в переносном смыслах (к вопросу о том, чего на самом деле стоят эти звания). Приверженность к комедийному жанру с годами привела любимца публики к самостоятельной режиссуре («Муж моей жены», «Дети портят отношения»), и вот – очередной его нам всем подарок.  Подарок втройне, так как, помимо самого Стругачёва, в двух ипостасях зрители также имеют счастье лицезреть в качестве его партнёрши по спектаклю Елену Воробей, не менее популярную артистку эстрады (пока ещё заслуженную). Оба они стараются ради народа вовсю: поют, ползают на четвереньках, Воробей изображает Мэрилин Монро, а сам Стругачёв уже в первой сцене раздевается до плавок. Надо ли говорить, что зал прибывает от всего этого в совершеннейшем восторге? В Благовещенске вообще принято не просто хлопать, а ещё и сразу вставать по окончании спектакля (вне зависимости от его художественного качества) – и если подобная традиция распространена и в других городах нашей необъятной страны, то понятно, почему тот же Стругачёв считает себя настоящей звездой (а он считает). Вряд ли можно поставить фестивалю в заслугу тот факт, что он эту зыбкую иллюзию поддерживает.

Однако оставим в стороне исполнительское мастерство – в конце концов, со своей задачей артисты более чем справляются: зритель смеётся. Куда страшнее сюжет, выбранный ими для развлекательного спектакля. Суть в том (если кратко), что едва знакомые мужчина и женщина попадают в аварию; она, сидевшая за рулём, со всей присущей ей лёгкостью перекладывает вину на соседа и просит его подтвердить полиции, что машину действительно вёл он. Далее следует череда «уморительных сцен», в которых герой оказывается то в больнице (с переломами), то в тюрьме (как подследственный), то, наконец, в дурдоме (за попытку убить эту Эву, к тому моменту уже ненавистную). И вдруг в какой-то момент выясняется, что в том самом ДТП, насчёт которого успело отгреметь множество шуток, на самом деле погибло двое человек и ещё пятеро продолжают лежать в тяжелом состоянии… И из этого они делают, простите, комедию...

Справедливости ради надо сказать, что второе действие заметно отличается от первого не только поворотом сюжета (героиня просит героя убить её мужа), но и появлением (в роли этого самого мужа) актёра Александра Блока, который каким-то необъяснимым образом слегка приподнимает спектакль и даже придаёт ему какой-то, на удивление, смысл. Однако, чтобы это понять и оценить, надо заставить себя не уйти из театра во время антракта.

Впрочем, поразительнее всего тут то, что на самом деле эта «Любовь» имеет вот уже четвертьвековую (!) историю. Дело в том, что когда-то пьесу Альдо Николаи «Любовь до гроба» в Театре имени Ленсовета поставил прославленный Игорь Владимиров - и уже после того, как репертуарно спектакль себя «изжил», Стругачёв «забрал» его в антрепризу. Что-то, наверное, по ходу процесса перекроив, переиначив... Или всё же нет? Тут уже вопрос заядлым питерским театралам, которые при желании могут сравнить тот спектакль с нынешним его вариантом.   

Спектакль "Варшавская мелодия". © Сергей Иванов

Сравнению подвержена и «Варшавская мелодия», благо пьеса Леонида Зорина давно уже приобрела статус классической и претерпела достаточно интерпретаций. Версию Сергея Дубровина не назвать, конечно, выдающейся, но не назвать и плохой. Играют здесь Нонна Гришаева и Дмитрий Исаев, но всё внимание удерживает на себе, разумеется, Нонна, не без успеха пытающаяся естественно выглядеть в роли юной студентки консерватории. Спектакль смотрится – во многом, конечно же, благодаря изначальному тексту, который актёрам требовалось попросту не испортить. Сказать же нечто большее на сей счёт трудно: ругать вроде бы и не следует, но и хвалить особенно не за что. Нормальный такой спектакль, нормальная такая антреприза.

См. также:

«Мы с вами, мы здесь»: началась «Амурская осень»

«Сухоруков в «Старшем сыне» сыграл короля Лира»