Политика

Аналитика: сможет ли операция в Сирии помирить Россию и США?

3 1419

Состоявшаяся на этой неделе в кулуарах саммита G20 встреча президентов РФ и США Владимира Путина и Барака Обамы заставила оптимистично настроенную часть российского общества заговорить о том, что напряженность в отношениях наших стран, присутствующая с начала кризиса на Украине, в скором времени начнет сходить на нет, а в российско-американских отношениях наметилась новая страница, которая будет позитивнее предыдущих. Соответственно, если основной политический противник России на международной арене сменит гнев на милость, то за ним последуют и остальные западные державы, которые привыкли проводить свою внешнюю политику с оглядкой на Вашингтон.

В пользу доводов оптимистов свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, непосредственно сам факт встречи, которой изначально не было в протоколе глав мировых сверхдержав. Во-вторых, скупые комментарии помощников Путина и Обамы, рассказавших о том, что лидеры обсуждали вопросы совместного противостояния террористической угрозе, ситуацию в Сирии и в меньшей степени положение дел на Украине. В-третьих, фото с места встречи, на которых президенты улыбались друг другу. И, в-четвертых, резко возросшая активность боевых подразделений США и Франции в Сирии, которая со стороны выглядит как поддержка действий российских военных. 

На первый взгляд, очень неплохое начало для перезагрузки. К тому же очередная кровавая атака исламских террористов в самом центре Парижа, повергшая в траур Францию, казалось, просто не может не подтолкнуть западный мир к сближению с Россией, уже месяц довольно успешно борющейся с ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ) на сирийской земле. Но так ли это на самом деле?

Западня для Запада

К сожалению, действия западных стран говорят о том, что обнадеживаться пока еще рано. Так, 19 ноября влиятельное американское издание The Wall Street Journal со ссылкой на источники среди европейских чиновников и дипломатов сообщило о том, что Евросоюз рассматривает три варианта продления санкций в отношении Российской Федерации. Согласно первому варианту, санкции могут быть продлены еще на год, второму — на полгода, третьему — на 3−4 месяца. При этом подчеркивается, что последний вариант может быть принят с целью просигнализировать Москве, что Европа готова пойти на некоторые уступки в конфликте, возникшем в связи с ситуацией на Украине.

Однако те же источники уточняют, что окончательное решение по тому, как поведет себя Брюссель, будет зависеть от исполнения минских соглашений. ЕС продолжает настаивать на точном исполнении принятого в столице Белоруссии плана. И все бы хорошо, но, к несчастью, помимо самопровозглашенных республик и Москвы в подписании минских соглашений участвовал так же и Киев, который за последние несколько месяцев неоднократно нарушал перемирие, а также не реализовал несколько стратегических пунктов соглашения. В частности, по введению особого статуса Донецка и Луганска и соответствующего изменения украинской конституции. В практическом плане это означает, что до 1 января 2016 года минские соглашения вряд ли можно будет считать выполненными. А это значит, что, скорее всего, санкции в отношении России будут продлены. Об этом свидетельствует и WSJ, отмечая, что некоторое потепление в росийско-европейских отношениях после террористических атак в Париже все ж таки наблюдается. Решение о введении санкций будет приниматься в декабре. И, собственно, по тому, каким оно будет, можно будет говорить о том, наметился ли позитивный сдвиг или негативный для РФ status quo сохранится.

Не добавляют оптимизма и заявления Барака Обамы, который, по сообщению Associated Press, потребовал от России и Ирана сделать выбор между поддержкой президента Сирии Башара Асада и «сохранением сирийского государства». По мнению гаранта американской конституции, будущее Сирии возможно только при условии появления новой легитимной власти, к которой Асад не относится. То есть США не собираются отказываться от позиции, занятой ими еще в 2011 году. По крайней мере, до тех пор, пока не поменяется глава Белого дома. Из этого можно сделать вывод, что если Штаты пока не готовы к компромиссу по ситуации, претерпевающей резкие изменения за последний месяц (активные действия России по подавлению ИГИЛ; теракты в Париже; наметившееся сближение РФ и ЕС в рамках антитеррористической деятельности), то можно предположить, что еще менее подвижной будет и их позиция и по отношению к ситуации, в которой наблюдается застой, а именно — ситуации на Украине. Соответственно, такой же она будет оставаться и в отношении антироссийских санкций.

Еще одним аргументом в пользу этого утверждения служит обращение премьер-министра Украины Арсения Яценюка к странам Запада с просьбой продлить антироссийские санкции. Конечно, данное заявление не является немедленным к исполнению и для США, и для ЕС, но и мгновенно отказаться от своих украинских «партнеров» они вряд ли смогут, не потеряв лица.

Тем не менее говорить о том, что ситуация совершенно безнадежна, пока тоже преждевременно, так как в ближайшее время стоит ожидать учащения деловых контактов на высшем уровне между Владимиром Путиным и главами европейских государств. По крайней мере, совершенно точно — с президентом Франции Франсуа Олландом, намеренным 26 ноября обсуждать с Москвой координацию действий против «Исламского государства».

По мнению французского лидера, как пишет Guardian, стороны должны сформировать широкую коалицию, чтобы нанести «мощные удары» по исламистам. Очевидно, что, будучи настроенным таким образом, французский президент, имеющий значительный вес в бюрократической машине ЕС, вряд ли будет продолжать настаивать на сохранении долгосрочных санкций в отношении потенциального стратегического партнера. Примечательно, что перед визитом к российскому президенту Олланд вначале посетит его американского коллегу. Видимо, для того, чтобы прибыть в Москву с уже взвешенной позицией.

Мнения экспертов

Павел Данилин, генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин, генеральный директор Центра политического анализа
«Практически нет вариантов для того, чтобы Европа начала „целоваться взасос“ с Россией. Противоречия, возникшие между нашими странами, увы, никуда не делись. Более того, они возрастают — мощь России (военная — так уж точно) усиливается. Укрепляются связи с АТР. Это не нравится Вашингтону и Брюсселю. Правда, вместо того, чтобы решать проблемы полюбовно, и США, и ЕС в отношении России применяли и применяют диктат, чем еще больше отталкивают ее от себя.
Совместные усилия по борьбе с терроризмом? Вообще-то именно США и Брюссель воспитали и выпестовали ИГИЛ, именно они стоят за всеми этими террористами и терактами. Что должно произойти, чтобы данный вектор поменялся? Уж точно не один-единственный теракт в Париже. С этой точки зрения, кстати, невозможен и односторонний отказ какой-то из стран членов ЕС от санкций. Ни Франция, ни Греция на это неспособны. И не стоит думать, что Олланд, только что опозорившийся с „Мистралями“, тут же перевернется на 180 градусов и станет главным русофилом в ЕС.
Да и украинская проблема, конечно, поблекла, но не исчезла. Так что и лимитрофы вроде стран Прибалтики, и Польша, и Германия — все они настроены против нас.
Поэтому не нужно обольщаться. Да, напряженность поугасла. Но никуда не пропала».


Павел Сигал, первый вице-президент «ОПОРЫ России»

«Определенное сближение Москвы и Запада действительно происходит на фоне общей борьбы с террористической угрозой. Согласие России на реструктуризацию долга Украины и осторожный позитив в оценках западных лидеров усилий российских военных в Сирии говорят о том, что теперь вопрос отмены санкций в принципе уже есть на повестке дня, до этого представить себе такой сценарий развития событий было в принципе невозможно.

Мы не ожидаем, что санкции будут отменены в ближайшее время, но на некоторые уступки Запад определенно пойдет. Наиболее вероятный сценарий развития событий — это продление санкционного режима на 3−4 месяца, что будет сопровождаться сильной антироссийской риторикой со стороны Киева, который понимает, что ситуация на Украине перестает играть ключевую роль на мировой арене».

Дмитрий Чугунов, первый зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с НКО Общественной палаты Российской Федерации

«Понятия „дружба“ в политике не существует. Есть понятие интересов государства. Даже несмотря на временную оттепель, к серьезному развороту отношений это не приведет, так как слишком сильны базисные противоречия. История приводит массу примеров и главный, безусловно, это Ялтинская конференция, когда мир боролся с ИГИЛ своего времени — фашизмом, а уже через несколько лет была „фултонская речь“ Черчиля».

Сергей Володенков, доцент факультета политологии МГУ им. Ломоносова
«Представляется, что любое „объединение“ России и Запада в рамках совместной борьбы с терроризмом вполне возможно, но с высокой степенью вероятности будет носить ситуативный характер. Шок от терактов в Париже заставляет лидеров Франции и других стран Европы (но в значительно меньшей степени) предпринимать какие-то шаги, направленные на корректировку ситуации и обеспечение своей внутренней национальной безопасности. В противном случае общество их просто не поймет.
Относительно отмены санкций представляется, что данный вопрос находится вне зоны компетенции Евросоюза. Очевидно, что решение о введении либо отмене санкций принимается не в Европе, а за океаном — в США. Возможно, что американцы попытаются увязать частичную отмену санкций в отношении России с изменением нашей позиции по вопросу поддержки режима Башара Асада. И именно позиция США будет определяющей в сфере регулирования взаимоотношений Евросоюза и России. Однако следует заметить, что „украинская проблема“ до сих пор является определяющей применительно к вопросу об отмене санкций, и говорить об их полной отмене и даже частичной отмене в ближайшей перспективе я бы не стал».Однако, на мой взгляд, такие шаги во многом являются вынужденными. Россия становится своего рода „вынужденным“ партнером, и иллюзий по поводу налаживания отношений с Западом питать не стоит. За возможным объединением против угрозы терроризма стоит вполне прагматичный интерес, и как только ситуация в данной сфере начнет хотя бы немного меняться в лучшую сторону, актуальность России как партнера по контртеррористической операции начнет резко снижаться. Иными словами, мы рассматриваемся Западом как своего рода ресурс для решения своих собственных задач, не более того.»

Заклятые друзья

К сожалению, более чем тысячелетняя история взаимоотношений России и стран Запада говорит о том, что, как бы мы ни сближались в некоторые ее моменты, настороженность, а иногда и неприкрытая враждебность между нами постоянно сохраняются.

XX век был очень показательным в этом плане. Казалось бы, общая победа над фашизмом должна была сблизить тогдашний СССР с Европой и США, однако все закончилось холодной войной. Крах Советского Союза и последовавшее за ним движение России в сторону демократических преобразований по логике вещей должны были сделать РФ полноправным членом мирового сообщества. Однако закончилось все расширением НАТО, грузинским и украинским кризисами.

Безусловно, со временем стоит ожидать потепления отношений между Россией и Западом. Тем не менее совсем расслабиться по отношению к своим евро-американским «друзьям» Российской Федерации, скорее всего, не придется никогда.