Политика

Аналитики представили доклад о «расшивке» узких мест в политике России

2 1038

Доклад под названием «Развитие институтов и накопление качества. Российская политическая система между федеральными выборами 2011 и 2016 года» опубликован на сайте Rethinking Russia и посвящен эволюции политического пространства России, начиная от выборов в Госдуму 2011 года и заканчивая сегодняшней обстановкой. Главный вывод, к которому пришли специалисты, следующий: Кремлю за четыре года удалось сформировать новое качество институциональной структуры и дизайна политической системы страны, осуществив так называемую «расшивку» узких мест.

«Кремль в целом сформировал новое качество институциональной структуры и дизайна политической системы. Приумноженные количественные индикаторы демократии подкреплены новым уровнем качества регулирования и реализации демократических процедур», — говорится в исследовании.

«Вы нас даже не представляете»

Парламентские выборы 2011 года обозначили кризис многих сложившихся к тому моменту в России политических и электоральных практик. В результате, утверждает большинство экспертов, российская власть получила мощную волну народного протеста.

К тому времени, отмечают авторы доклада, партийная система страны фактически «закрылась», практически не давая новым игрокам шансов выйти на политическое поле. Выборы проводились только по партийным спискам, а число общенациональных партий сократилось до семи. Самовыдвиженцы допускались в партийные списки только в теории, на практике не было ни одного случая, когда ярким общественным деятелям удавалось воспользоваться этим механизмом по собственной воле.

1 Митинг на Болотной площади в декабре 2011 года. © Владимир Астапкович/РИА Новости

Кроме того, действовали крайне жесткие стандарты регистрации партий. Для этого, например, организация должна была насчитывать не менее сорока тысяч потенциальных членов. Также для участия в выборах все партии, помимо думских, были обязаны собирать подписи. А чтобы сформировать фракцию в нижней палате требовалось набрать не менее семи процентов голосов. Столь жесткие условия для большинства политических движений становились непосильным бременем.

По данным ежемесячных опросов ВЦИОМ, в начале 2012 года баланс одобрения и неодобрения существующих на тот момент политических партий был отрицательным. Положительно к партийному институту в начале третьего срока президента Владимира Путина относились 30% россиян, а отрицательно — 43%. В результате родился популярный в ходе протестных митингов декабря 2011 года лозунг «Вы нас даже не представляете», который относился ко всем четырем парламентским партиям.

Технология «расшивки»

Таким образом, перед властью встала задача «разомкнуть» партийную систему, чтобы в 2016 году избиратели на каждом идеологическом фланге имели реальный выбор из состоявшихся партий, а не имитацию выбора из партий-«однодневок» или наспех сконструированных блоков, которые, как правило, быстро распадались сразу после выборов. Для этого нужно было дать возможность всем общественным группам интересов, даже самым малым, попробовать свои силы в политике. Вместе с тем для охранения устойчивости системы и обеспечения доверия к избранным представительным органам власти требовались институциональные стимулы, которые бы привели обновленную партийную систему в структурированный вид уже к ближайшим выборам в Госдуму.

Начавшиеся с 2011 года институциональные изменения в корне перекроили политическую систему России: к старту новой федеральной кампании государство подходит с 74 партиями. Из них 14 имеют право выдвижения кандидатов на выборах в Госдуму без сбора подписей. А половина парламентского корпуса будет состоять из депутатов-одномандатников, что создает благоприятные условия для ярких региональных лидеров. Вместе с тем сниженный до пяти процентов проходной барьер в Госдуму дает непарламентским партиям шанс на формирование фракции, в частности, «Родине» и «Яблоку».

2 Встреча с депутатами от КПРФ © Сергей Сергеев/РИА Новости

Уровень конкуренции повысился и в регионах. В 2016 году в субъектах РФ будут бороться за места в заксобраниях без сбора подписей от 5 до 18 партий, когда в 2011 году такая возможность была только у парламентской четверки и изредка у партии «Яблоко».

Статистика показывает, что степень конкурентности выборов возросла: если в 2011 году в региональных выборах принимали участие в среднем по 4,67 партии (то есть та же «большая четверка» и «Яблоко»), а в 2015 году в бюллетенях было в среднем уже по 7,82 партии,поясняют авторы доклада.

В результате реформ в 2015 году в региональных выборах участвовало 49 из 55 партий. При этом, помимо партий и самовыдвиженцев, в выборах депутатов и глав муниципальных образований полноценно участвовали общественные организации.

Кроме того, губернаторский корпус России теперь составляют представители всех парламентских партий, когда в 2011 году перед выборами в Госдуму все главы регионов являлись преимущественно членами «Единой России».

На сегодня 79% губернаторов (67 из 85) имеют историю электорального успеха в своем регионе. Четыре года назад электоральным успехом могли похвастаться только сорок глав регионов — 48% от общего числа. Из них 26 побеждали на прямых выборах губернатора в своем регионе в период их проведения до конца 2004 года (31%).

Околополитическая активность

Аналитики Rethinking Russia также отмечают всплеск околополитической гражданской активности в России. Список видов деятельности социально ориентированных НКО, которые дают право на финансирование со стороны органов власти и местного самоуправления, расширился с 2011 года почти в два раза.

В 2015 году на конкурс среди некоммерческих организаций было выделено 4,2 миллиарда рублей по президентскому гранту, тогда как в 2011 ― только 1 миллиард.

3 © Александр Астафьев/РИА Новости

Более того, для социальных НКО введен новый правовой статус — «исполнитель общественно полезных услуг». Эти организации получат существенные имущественные и налоговые преференции, а с 2016 года, согласно инициативе российского лидера Владимира Путина, некоммерческие организации будут получать до 10% средств из бюджета региональных и муниципальных социальных программ, дабы участвовать в оказании социальных услуг на местах наряду с государственными учреждениями.

Ведущим околополитическим движением стал Общероссийский народный фронт (ОНФ). На данный момент эта организация представляет собой институт общественного контроля за реализацией президентских поручений во всех сферах государственного и муниципального управления и качеством закупок на средства бюджетной системы. В том числе ОНФ имеет полномочия по оценке докладов правительства РФ для контрольного управления президента.

Главные итоги реформ

Благодаря реформам, на сегодняшний день партийная система России представляет из себя довольно пеструю политическую палитру. При этом ее особенность заключается в том, что новые игроки «появились в естественных условиях», а не благодаря чьей-либо воле «сверху», отмечают аналитики.

Правда, способны ли новые игроки преодолеть пятипроцентный барьер для прохождения в главный законодательный орган страны, покажут ближайшие выборы, которые обещают быть самыми конкурентными за всю историю отечественного парламентаризма. Впрочем, новый состав Госдумы и без того будет кардинально иным за счет одномандатников.

4 © Rethinking Russia