Здоровье Общество

Антибиотики по рецепту: первые итоги реформы

0 3999

Первого сентября 2023 года правительство РФ изменило порядок продажи рецептурных лекарственных препаратов. Одно из нововведений многие россияне приняли в штыки — речь идет о наших «любимых» антибиотиках. Государство пытается максимально усложнить доступ к ним для простых граждан.

Новый закон аптеки начали исполнять постепенно, и теперь, спустя полгода, приобрести условный амоксициллин без соответствующей бумаги от врача практически невозможно.

С одной стороны, причины появления новых правил понятны: борьба с резистентностью. Врачи и фармакологи кричат в один голос: противобактериальные средства просто-напросто перестанут помогать. С другой стороны, теперь при новых правилах человек при более-менее серьезной простуде вынужден тратить свое время в очереди к терапевту. Возможно, это и справедливо, но кратно повышает нагрузку на поликлиники.

И труднее всего здесь приходится региональной медицине, которая уже много лет страдает от кадрового дефицита. В поисках возможного решения проблемы «Ридус» попытался взглянуть на проблему с разных сторон. Своим взглядом на ситуацию с нами поделились экс-директор НИИ «Бинар» Российской академии медико-технических наук Алексей Диашев, глава Лиги защиты врачей физиотерапевт Семен Гальперин и доктор медицинских наук академик РАЕН специалист в области эпидемиологии и медицинской статистики Игорь Гундаров.

Бывший директор НИИ «Бинар» Российской академии медико-технических наук Алексей Диашев

Люди не видят разницу между бактерией и вирусом

«Абсолютно правильно, что антибиотики стали продавать по рецепту, потому что деградация нашего с вами общества и непонимание, для чего они нужны и как их принимать, влечет за собой негативные последствия. Люди начинают принимать антибиотики по любому поводу, тем самым повышая резистентность, то есть потом им эти препараты просто не помогут. Они этого не понимают, поэтому приходится отдавать вопрос в руки врача», — заявил Диашев.

Антибиотик убивает только бактерии, бороться с вирусами и грибками он не способен. По словам эксперта, 90% российского населения не видит разницу между бактерией и вирусом, ангиной и гриппом. Правда, есть нюанс: человек может болеть гриппом, у него наступает улучшение, но затем поднимается вторичная температура. Это происходит из-за того, что иммунитет «отправляет все силы» на борьбу с вирусом. Разумеется, его противобактериальная активность снижается. В результате к вирусной инфекции присоединяется бактериальная.

«В такой ситуации, чтобы справиться с болезнью, необходимо принять антибиотик. Его пропишет любой врач, знакомый с конкретной ситуацией. Для того чтобы упростить этот процесс, в стране внедрены технологии телемедицины: врач, уже зная состояние пациента, может дистанционно выписать рецепт и прислать его или на телефон, или прямо в аптеку, которая находится рядом с больным. И это замечательно. Сравните с тем, что было раньше. У каждого из нас так или иначе есть знакомый медработник. Вы ему звоните и говорите: я кашляю седьмой день, что мне делать? Скорей всего, он вам скажет: попей вот этот препарат. Но ведь этот медработник вас даже не видит! А сегодня врач посмотрит на вас через монитор и увидит, что у вас, грубо говоря, повышенная температура. У него перед глазами все ваши данные. Он хотя бы знает, как дать вам антибиотик и не вызвать анафилактический шок», — объяснил врач.

Сделать исключение из правила

© unsplash.com

Действительно, существует Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), и любой врач, допущенный к ней, может в несколько кликов получить доступ к полному анамнезу пациента и на его основании принять решение. Однако, к сожалению, зарегистрированы в ней этой системе далеко не все медицинские учреждения. Что же касается телемедицины, на сегодня она доступна в 28 регионах России из 86.

«Действительно, если было принято решение продавать жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты по рецепту, то сначала нужно было обеспечить технологией телемедицины всю страну, — уверен Диашев. — Нет правил без исключения, и, возможно, стоило бы распространять действие нового порядка продажи лекарств по регионам в соответствии с местными условиями. И в регионах, где нет дистанционной медицины, можно было бы дать возможность купить антибиотик без рецепта».

«Не стоит между тем забывать, что раньше в аптеках были провизоры, то есть люди с высшим медицинским образованием. Они могли сами принимать решение о том, отпускать или не отпускать покупателю тот или иной препарат. А сейчас зачастую в аптеках работают даже не фармацевты, а обычные продавцы», — посетовал биолог.

Привлечь к телемедицине студентов и пенсионеров

Решить проблему с отсутствием кадров для телемедицины Диашев предлагает путем создания медицинского кол-центра и привлечения студентов медвузов и врачей-пенсионеров. Биолог подчеркнул, что решение этого вопроса исключительно в компетенции региональных властей, начиная с губернаторов, — Минздрав этим заниматься не будет.

«Разрешите работать там студентам четвертого курса, после третьего курса им можно доверять. Дайте им разрешение, электронную подпись. Люди и будут что-то зарабатывать, и наберутся опыта. Да, студент не сможет консультировать по телемедицине, но, имея доступ к медицинской карте пациента и зная его симптоматику, он вполне может выписать рецепт. Или возьмем, наоборот, пенсионеров, у которых в голове уйма знаний, но по возрасту они уже не могут работать. Так обучите человека и посадите его на рабочее место! — предложил ученый. — Они могут оформить рабочее место официально у себя на дому».

Супербактерии

Исследователи не первый год «пугают» простых людей развивающейся устойчивостью бактерий. Опасения эти небеспочвенны, в наши дни в науке довольно популярной является точка зрения, согласно которой развивающаяся устойчивость бактерий к антибиотикам рано или поздно приведет к полной утрате эффективности антибактериальных препаратов.

Так называемые супербактерии, резистентные ко всем известным антибактериальным препаратам, давно стали реальностью. Однако собеседник «Ридуса» не верит в столь неблагоприятный исход. По его словам, уже сейчас можно наблюдать, что вновь начинают работать старые препараты, которые давно перестали применять.

Глава Лиги защиты врачей физиотерапевт Семен Гальперин

По мнению Гальперина, речь идет о двух разных проблемах, смешивать которые не совсем корректно.

«Безрецептурная продажа лекарств приносит людям скорее вред, чем пользу, и с этим нужно бороться. Нигде в мире вы не купите антибиотик без рецепта, и нам тоже нужно как-то привыкать к цивилизованной системе. А то, что существует проблема доступности врачей, это другой вопрос, и его нужно решать отдельно. Я все время говорю, что государство должно вернуться к своим обязанностям и обеспечивать доступную бесплатную медицинскую помощь для всего населения, как и сказано в нашей Конституции. Этот частный случай показывает, что у нас накапливаются вопросы, и пока они не решатся, будет масса проблем», — убежден врач.

По его словам, просто продавать лекарства без рецепта — это не выход. И касается это не только антибиотиков, которые начинают принимать при первом кашле, не зная, как они действуют. Это касается очень многих лекарств. В результате людям так или иначе наносится вред. Гальперин подчеркивает, что первая заповедь в медицине — «не навреди», поэтому продажу лекарственных препаратов необходимо ограничивать. В действительно экстренных случаях следует не ползти до аптеки за антибиотиком, а вызывать скорую помощь.

«В большинстве случаев человек не знает, что ему нужно, — нужен ли ему антибиотик или какой-то другой лекарственный препарат. Определить потребность лекарства неспециалист не может», — отрезал Гальперин.

Кадровый дефицит и коррупция

Что касается вопроса с кадровым дефицитом, то в настоящее время он решается, хоть и спорными методами. В высших эшелонах власти поднят вопрос об увеличении числа медицинских учебных заведений, стали открывать новые медицинские факультеты. При этом многие из них открываются при непрофильных университетах, что не может не вызывать вопросов. Гальперин подчеркивает, что здравоохранение в нашей стране разрушалось не за один день и, соответственно, восстановить его за день-два не получится.

«Хотя положительные тенденции, безусловно, есть. У нас в стране идет борьба с коррупцией. Вы посмотрите: в половине регионов либо министр здравоохранения, либо его зам или под следствием, или уже за решеткой. Я считаю, что главная проблема во всей стране, в том числе и в здравоохранении, — это коррупция. Не победив ее, не получится восстановить государственную систему здравоохранения, а она нуждается в восстановлении», — заключил Гальперин.

Доктор медицинских наук академик РАЕН специалист в области эпидемиологии и медицинской статистики Игорь Гундаров

Гундаров согласен, что речь идет о разных вопросах, смешивать которые не слишком корректно.

«Здесь двусторонняя картина. С одной стороны, лично мне как врачу это неудобно, потому что я сейчас не практикую, и чтобы купить антибиотики — причем я точно знаю какие, — я должен идти в поликлинику или просить друзей-знакомых выписать рецепт. А для населения это правильно, потому что нас приучили: чуть зачихал, поднялась температура — надо идти покупать антибиотики. Хотя на таких начальных этапах антибиотики совершенно не нужны», — заявил врач.

Реформа здравоохранения

В результате за десятилетия люди вырастили микробы, резистентные к антибиотикотерапии, и немалую роль в этом сыграла коронавирусная пандемия, когда люди в панике пили антибактериальные препараты, считает Гундаров. Поэтому в стратегическом плане это правильное решение. Что же касается нагрузки на участковых врачей, то это проблема власти.

«Претензии надо предъявлять к тем, кто провел реформу, так называемую оптимизацию здравоохранения. Сколько учреждений закрыли в Москве, сколько участковых врачей уволили по регионам, особенно в сельской местности! 80% всех проблем решалось на уровне участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, многие из которых в результате реформы были закрыты», — заявил Гундаров.

Эпидемиолог уверен, что такую большую проблему, как доступность антибиотиков, не устранить с помощью каких-то одномоментных решений. Попытки ограничить продажу антибиотиков Гундаров сравнивает с борьбой за здоровый образ жизни.

«Скажите, ради чего борются с курением? Разве стало меньше курильщиков? Цены на сигареты сейчас достигли поистине безумных высот! И что? Молодежь стала меньше курить? Уменьшилось количество онкологических заболеваний? Ничего подобного. То же самое с алкоголем! — возмущается врач. — Антитабачная и антиалкогольная система не могут работать, если их реализацией управляют непрофессионалы, та же история и с антибиотиками».