Советы

Антикризисный план: как заработать на фотостоках

4 4228

Его можно увидеть в любом крупном городе — фотографа, который вместо традиционных пейзажей охотится за довольно странными кадрами. Скамейки и урны, текстуры стен и дорожных покрытий, газоны и уличные фонари — вот что стремится запечатлеть его объектив. Так выглядит начинающий стокер — человек, который недавно открыл, что заработать можно, оказывается, на фотографиях чего угодно.

Год назад в числе таких фотоохотников был и я, вдохновленный историями о том, как люди зарабатывают сотни и тысячи долларов, снимая окружающий мир. Но если вы тоже хотите освоить этот вид бизнеса, знайте: не стоит брать пример с таких новичков. Сегодня я расскажу о том, как работать с фотобанками и каких ошибок можно избежать в этом очень трудоемком, на самом деле, занятии.

«Вы снимаете, мы продаем»

Сегодня в Сети можно найти множество микростоков — фотобанков, с помощью которых фотографы могут выставлять на продажу свои снимки. Главное их преимущество в том, что одну и ту же фотографию можно продать неограниченное количество раз (это называется лицензией Royalty Free). И с каждой продажи вы получаете деньги. Фото можно выкладывать одновременно на разные стоки, что значительно умножает прибыль. Один и тот же снимок, если он оказался востребованным, будет приносить вам доход не только сегодня, но и через год, и через пять лет. Звучит заманчиво, не правда ли? При этом совсем не обязательно быть профессиональным фотографом с «зеркалкой» топ-уровня. Достаточно, чтобы ваши снимки соответствовали техническим требованиям микростока. Обычно такое качество способна обеспечить даже средняя любительская фотокамера.

Фотобанки — серьезный бизнес. Самые крупные расположены в США, соответственно, деньги авторы получают в долларах. Учитывая колебания курса не в пользу рубля, в наше кризисное время это довольно притягивающий фактор для жителей России. Один лишь Shutterstock, бессменный мировой лидер рынка, в 2016 году выплатил своим авторам в общей сложности 115 миллионов долларов. Солидные обороты и у двух других фотобанков из лидирующей тройки — Adobe Stock (бывшая Fotolia) и iStockphoto (с 2006 года им владеет ведущее американское фотоагентство Getty Images). Главные покупатели фотографий — дизайнеры и работники рекламной отрасли, СМИ и создатели сайтов. Можно сказать, что большая часть печатной и онлайн-рекламы в мире, включая этикетки товаров, держится на продукции микростоков.

© pixabay.com

С чего начать?

Обязательный список стоков для любого новичка — вышеназванная тройка лидеров рынка. Можно попробовать свои силы также на Depositphotos и BigStock. В любом случае львиную долю дохода первое время будет обеспечивать Shutterstock. Как правило, на него приходится более 50% продаж и у старожилов микростоков. Год назад я начинал именно с этого фотобанка. С тех пор я освоил еще с полдесятка подобных сайтов, но по-прежнему по количеству купленных снимков «Шаттер» неизменно лидирует.

Для регистрации вам понадобится скан загранпаспорта, который необходимо загрузить через специальную форму. Желательно хотя бы среднее знание английского языка: у многих стоков нет русскоязычной версии и описывать свои снимки вы будете по-английски. Вообще, работа с фотобанками — это отличный способ подтянуть свои знания иностранного, в том числе его лексику и грамматику. Я, например, теперь знаю множество английских синонимов самых востребованных ключевых слов, и с каждым днем этот список растет.

Но прежде чем ваши фото выставят на продажу, вам надо пройти экзамен. Он есть не у всех фотобанков, но для будущих авторов Shutterstock обязателен. Вам потребуется загрузить 10 изображений, по которым инспекторы оценят ваши технические и творческие способности. Отберите лучшие фото. Желательно, чтобы все они были разной тематики. Не отчаивайтесь, если не пройдете экзамен с первого раза — в случае отказа можно будет попробовать еще раз.

Шедевр за 25 центов

Чаще всего доход, который получает автор от одной продажи на микростоках, невысок: всего 25 центов. При этом деньги вывести сразу вы не сможете. Большинство фотобанков перечислят их вам только после того, как накопится сумма минимум в 50 долларов. Получается, ваши фото должны купить 200 раз. Правда, за один снимок можно выручить и большую сумму — иногда доход от разовой покупки доходит до 10 долларов, в зависимости от тарифа, которым пользуется покупатель. Но это — редкость. У меня, например, довольно часто покупали фото за 1 и за 2 доллара, и всего пару раз — за 6. Если 25 центов кажутся вам недостойной оплатой ваших шедевров, советую сделать главный акцент на Adobe Stock. Первые свои 50 долларов я заработал именно на нем: хотя продаж там было вдвое меньше, чем на «Шаттере», средняя цена за фото оказалась ощутимо выше.

Впрочем, низкая цена компенсируется количеством. Ощутимый доход автор начнет получать к тому времени, как его портфолио перевалит за 2—3 тысячи снимков. Средний размер дохода установить трудно (договор с фотобанком запрещает его разглашать), но общение в кругу стокеров показывает, что в месяц опытные авторы, которые занимаются этим уже несколько лет, могут зарабатывать от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Кроме того, есть и настоящие звезды этого бизнеса, которые содержат собственные студии. Они в меньшинстве, но и доход их несравнимо выше — сотни тысяч долларов в месяц. Всемирно известный стокер Юрий Аркурс зарабатывает, например, несколько миллионов долларов в год.

© pixabay.com

Ошибки и решения

Разумеется, главный вопрос, который определяет успех в фотобизнесе, — это сюжеты снимков. И вот здесь большинство новичков совершает свои первые ошибки. Одни берут в руки камеру и начинают снимать все, что видят вокруг: цветы и любимую кошку, свой завтрак и облака за окном, фасады и городские пейзажи. Другие, обычно уже довольно опытные фотолюбители, воспринимают стоки как возможность показать свое художественное мастерство. И отбирают для продажи снимки, исходя исключительно из их эстетической ценности. Есть и такие, кто начитался историй о том, как продаются текстуры и предметы из серии «яблоко на белом фоне», и подходят к делу более основательно. Они сооружают в домашних условиях мини-студию и начинают снимать изолированные предметы: овощи и фрукты, готовые блюда, канцтовары, посуду — все, что подскажет фантазия и до чего дотянутся руки. Когда фото загружены и приняты (а на Shutterstock, например, принимают почти все), новички, разумеется, ждут быстрых и больших продаж. И, как правило в таких случаях, не дожидаются.

Дело в том, что практически все, что видит ваш глаз в окружающем мире и даже чего не видит, давно по тысяче раз отснято и выложено на стоках. И в большинстве случаев снято лучше, чем сможете это сделать вы. Да, лет десять назад, когда фотостоки только начинали свой путь, можно было неплохо заработать на съемке предметов и пейзажей. Бывали случаи, когда всего один снимок облупившейся стены или текстуры дерева приносил автору десятки, а то и сотни долларов. Но каждый год появляются тысячи новых авторов, и конкуренция невероятно растет. Одних только снимков зеленой травы на фоне голубого неба, как показывают результаты поискового запроса на Shutterstock, — почти полтора миллиона! Всего же на этом сайте прямо сейчас — более 208 миллионов разных изображений, и каждую неделю это количество увеличивается на миллион.

Поэтому единственный способ выделиться и быть востребованным — это не копировать окружающую реальность, а создавать новое. Новые сюжеты, истории, ситуации. Коммерческого успеха можно добиться и в хорошо разработанной теме — но только в том случае, если вы подадите ее под новым углом. Неудивительно, что на стоках можно встретить десятки тысяч заброшенных аккаунтов. Начинающие авторы, загрузив несколько десятков или даже сотен «обычных» фото, через месяц-другой понимают, что продаж нет и не будет, и опускают руки. Есть и второй вариант: несколько снимков у них покупают, причем это может случиться в первый же день. Но по прошествии времени новичок обнаруживает, что даже если постоянно добавлять новые снимки в свое портфолио, первые 50 долларов он заработает в лучшем случае через полгода. Или вообще через год. Так вот: приготовьтесь к тому, что вначале денег у вас не будет. Фотостоки — это работа на перспективу. Каждодневный труд, постоянный рост и развитие, но результаты вы ощутите не сразу. И нет гарантии, что ощутите вообще.

© pixabay.com

Что снимать?

Что же все-таки покупается на фотостоках? Тренды меняются, но всегда популярностью пользуются фото, которыми можно проиллюстрировать бизнес, карьеру, профессии. То есть люди: улыбающиеся, успешные, счастливые, занятые каким-то делом или на отдыхе. Популярна тема семьи в разных жизненных ситуациях, потому что через нее можно продать почти любой товар. Да, конкуренция в самых продаваемых темах огромна, но рекламному бизнесу всегда нужны новые лица. Хорошо покупают фото, приуроченные к зарубежным праздникам — католической Пасхе, Рождеству и Новому году, азиатским традиционным торжествам. А вот иллюстрации к российским праздникам лучше снимать не стоит — наши 23 февраля и День Конституции мало кто, к сожалению, купит.

Чаще всего востребованы красочные фотографии, наполненные светом и радостью: так сказать, лучшая версия нашего мира. При этом надо помнить, что все снимки людей, на которых можно идентифицировать человека, нужно сопровождать релизом модели — специальным документом с разрешением на съемку, подписанным героем вашего сюжета. А это значит, что заработать, снимая случайных прохожих, вряд ли получится: нужны постановочные фотосессии. Кроме того, на стоках не принимают снимки, на которых различимы товарные знаки, коммерческие вывески, надписи на одежде, названия транспортных средств. Впрочем, и такие фото можно продать: просто предварительно надо аккуратно убрать все лишние элементы в графическом редакторе.

Конечно, тема еды и природы тоже может принести доход, но только в том случае, если вы придумаете уникальный сюжет, хорошо передающий идею. Сегодня покупатели фотостоков избалованы: просто предметы и блюда им не нужны, за небольшие деньги они хотят получить готовую историю, воплощенную в снимке. При этом вряд ли у вас получится «позаимствовать» удачный сюжет у других, найдя по поиску самые популярные фото на выбранную тему. Такое творческое копирование на фотостоках — распространенная практика, но успеха добивается тот, кто первый придумал и реализовал идею.

Еще один вариант — снимать фото, которых мало или почти нет: больше шансов, что купят именно твою работу. Как ни странно, такие нераскрытые темы еще остались, но находит их каждый сам и, как правило, случайно. Минус в том, что никто никогда не поделится с вами своим открытием. Я тоже нашел несколько таких тем, которые обеспечивают гарантированные продажи, но по понятным причинам делиться ими не стану.

И наконец, хорошие результаты дает постоянный мониторинг трендов: например, с помощью Google Trends. Изучайте популярные запросы по нужной теме или региону и по возможности иллюстрируйте их в своих снимках. Есть шанс, что фото «выстрелит», попадет в поисковый топ и обеспечит долговременные продажи.

© pixabay.com

Ключи к успеху

Сделать коммерчески «правильный» снимок — это лишь половина успеха. Необходимо, чтобы покупатель его нашел среди миллионов других. Здесь все зависит от правильно подобранных ключевых слов, или «ключей». Даже если у вас получился настоящий стоковый шедевр, неправильное описание приведет к тому, что его никто никогда не найдет. Некоторые стокеры нанимают специальных людей, профессионально занимающихся «кейвордингом». Но для новичка достаточно следовать простому правилу. Ключевые слова должны отвечать на вопросы: кто, где, когда и что делает. Женщина или мужчина, с какими эмоциями, в каком месте, в какую погоду и время года. Кроме того, вы должны для себя придумать как минимум несколько вариантов, в которых дизайнер может использовать ваше фото, и описать их. Классический вариант: девушка в строгой одежде, говорящая в офисе по телефону, может быть офисным служащим, директором, консультантом, психологом, адвокатом и даже врачом. (Но не снимайте именно этот сюжет — рынок им перенасыщен.)

В любом случае, начиная сотрудничать с микростоками, важно сразу понять: если вы рассчитываете на легкий заработок, это точно не ваш вариант. Фотобанки — не лучший выбор и для тех, кто нацелен на фотографию исключительно как на искусство. Это все-таки ремесло, бизнес, ориентированный на потребности покупателя, причем заранее надо смириться с тем, что в первый год придется работать почти бесплатно. Готовы? Тогда добро пожаловать в многотысячные ряды конкурентов!