Эти три буквы уже не первый день не выходят с первых полос новостных сводок. Речь идет об аббревиатуре НКО. Всевозможные говоруны и прочие эксперты то и дело что-то заявляют, а по всей России идут массовые проверки, от которых «иностранным агентам», ясное дело, не скрыться.
Стоит отметить, что со злополучными тремя буквами большинство активных граждан связывают прежде всего правозащитные или благотворительные организации. На самом же деле, их функционал значительно шире. Как гласит энциклопедический словарь, «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ».
Первая некоммерческая организация появилась в нашей стране еще в 1925 году, это было Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, выполнявшее самые разные функции – от тонких дипломатических вопросов до рекрутинга добровольцев для участия в международных конфликтах. Из дошедших до сегодняшнего дня организаций, первенец – «Московская Хельсинская группа» (МХГ), созданная в 1976 году.
На сегодняшний же день в России насчитывается более 700 000 некоммерческих общественных организаций. И стоит отметить, немалое число из них выполняет весьма непонятные и не всегда полезные для сограждан функции. В связи с этим, мы решили составить символический рейтинг самых странных НКО.
Наш рейтинг разделен на номинации – пять из них присуждаются организациям, и две специальные – их активным представителям. Итак.
НКО-БОМЖ – не самая почетная, но вполне заслуженная награда присуждается ассоциации «Голос». Издательский дом «Литературная газета», который для «Голоса» является арендодателем, расторгает договор. Соответственно, организация остается без главного своего офиса. Примечательно, что в похожем положении «Голос» был прошлой зимой.
САМАЯ БЕССМЫСЛЕННАЯ НКО – Фонд содействия развитию сети Интернет. «Дружественный Рунет». Неужели без этого фонда Интернет остановится в развитии?
САМАЯ БЕСПРИЦИПНАЯ НКО - Правозащитная организация МХГ. У руля этого сообщества стоит член СПЧ Людмила Алексеева. В октябре прошлого года МХГ открыто вступилась за «Свидетелей Иеговы», организацию, преследуемую властями во многих странах (только в Российской Федерации из-за отказа взрослых «Свидетелей Иеговы» от переливания крови их ребенку за последние два года умерли двенадцать маленьких детей). Впрочем, некогда МХГ даже президентские выборы в Чечне не признавала и решила не приглашать на них иностранных наблюдателей, поскольку «их присутствие придаст выборам законный статус». Возможно, сами члены МХГ не всегда знают, кого поддерживают.
НКО-ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЖИВОТНОВОД – в этой категории первое место присуждается сообществу «Клуб любителей улиток». Вполне по праву.
НКО-НУЖДЕЦ – данная награда уходит в солнечный Ставрополь, где сотрудники полиции как нигде, видимо, нуждаются в защите собственных прав, и присуждается СрОО «Защита прав и интересов сотрудников правоохранительных органов». Примечательно, что аббревиатура СрОО чаще всего расшифровывается как Саморегулируемые организации оценщиков – совпадение ли?
МИСТЕР ГРАНТ – даже не награда, а, скорее, звание присуждается исполнительному директору движения «За права человека» Льву Пономареву. Правозащитник уже давно решил «совместить приятное с полезным». О его жадности не раз рассказывали известные блогеры, мол, за грант этот господин готов горло перегрызть. А однажды Пономарев Курильские острова пытался японскому дипломату продать.
МИСС ДВУЛИЧНОСТЬ – также персональная награда присуждается Светлане Ганнушкиной, главе организации «Гражданское содействие». Именно ей принадлежит перл: «Это, конечно, была самооборона. Но ведь – фашизм! Вот если б русского зарезала, тогда да, мы бы ее защищали», - речь идет об Александре Иванниковой, которая в 2005 году зарезала нападавшего на нее насильника-армянина, ее действия были признаны самообороной.