«Ридус» публикует полную версию интервью с Антоном Носиком, известным блогером и медиадиректором компании SUP Media, куда он недавно вернулся. После обещаний Антона Борисовича сделать ЖЖ лучше, мы не могли не спросить, что же все-таки изменится в самом популярном блогосервисе Интернета.
Ридус: Антон Борисович, прежде всего, такой вопрос. Вы вместе с Ильей Дроновым (ныне руководитель LiveJournal Russia – прим.ред.) уже говорили, что из ЖЖ пропадет реклама; останется только реклама от самих блогеров. Насколько сильно это скажется на доходности Живого журнала?
Антон Носик: Предложение убрать из ЖЖ медийку – это предложение вычеркнуть из планов дохода на 2012 год эту строку. А как вы понимаете, строка эта была с большими, со многими нулями. Безусловно, надо понимать: когда ты убираешь этот товар из ассортимента – а товар был сильно проданный – ты теряешь то бабло, которое приходило по этой строчке. Кроме того, как вы помните, блок медийной рекламы на 2/3 был не рекламный, а все же партнерский. То есть мы тут теряем не только деньги, но и некоторые проекты-побратимы. Теряется энное количество жежешного трафика.
Ридус: И что делать, как из положения выходить?
Антон Носик: Использовать головной мозг. Он для этого размещен в наших черепных коробках. Придется думать, придется быть креативными, много общаться с разными людьми, придется изобретать. Принцип такой, что в СМИ 2.0 реклама должна быть интерактивной. Она не просто не должна мешать пользователю, но еще и быть для него полезной, интересной.
Ридус: С рекламой разобрались, тогда такой вопрос. Многие пользователи жаловались летом, что ЖЖ постоянно падает, что нет стабильности в работе. Об этом, вы помните, писали «Ведомости», получился чуть ли не скандал. Как новая команда будет решать эту проблему?
Антон Носик: Да, были в ЖЖ известные проблемы в августе. «Ведомости», собственно, уцепились за эту одну цифру и сделали экстраполяцию, которая и близко не стоит к тому графику, из которого они ее взяли. Август был единственный месяц в истории ЖЖ, когда сервис не поставил исторического рекорда посещаемости за всю свою историю. И предшествующий июль и последующее октябрь и ноябрь были с посещаемостью ЖЖ рекордными за 12 лет существования.
У ЖЖ есть - он может не нравиться, но он есть – абсолютный рост посещаемости. Он, может, не такой большой как у Вконтакте, но он есть. Может быть, ниже среднего по рынку в определенные сезоны. О чем Ведомости забыли написать: в период августа по декабрь 2010 месячная аудитория ЖЖ выросла на 43 процента.
Просто у ЖЖ в 2011 году, как и в 2010, кривая посещаемости имеет форма латинской буквы V. То есть она с ажиотажного января, когда все дорвались после отпуска, через короткий февраль, через март, через майские праздники, через летние каникулы, катится вниз, а потом вторую половину года с августа по декабрь это очень резкий рост. Этот график - это четкая буква V. Буквы V 2011 года проходит на 20 процентов выше, чем буквы V-2010. Ну а вообще, хотелось бы, чтобы график имел бы вид слэша, за любой год прямой линии, которая устремлена направо и вверх.
Ридус: В бесконечность?
Антон Носик: В бесконечность.
Ридус: Ну, будем надеяться. И здесь сразу такой вопрос по поводу вашего возвращения в SUP. Вы пришли какую задачу решать? Будет ли это просто обновление старого сервиса, доведение его до какого-нибудь Веб 3.0, или это некое подобие стартапа, когда старое вы отбрасываете и будете делать совсем новый ЖЖ, с нуля?
Антон Носик: Тут важно понимать, что ЖЖ не надо ни перелицовывать, ни переизобретать. Не надо выходить к публике и говорить, что был старый ЖЖ, а теперь будет новый ЖЖ. Все это вообще ни о чем. ЖЖ тем дорог и ценен, что он из себя представляет на сегодняшний день, а не какими-то вещами, которые мы можем выдумать на месте того ЖЖ, который мы знаем и любим. Абсолютно у нас нет таких амбиций.
И более того: откройте тёмин (имеется в виду пост Артемия Лебедева, в котором представлен новый дизайн ЖЖ – прим.ред.) пост и посмотрите этот дизайн. Первое, что нас спросили, когда мы показали это на Красном октябре: «А изменилось-то что?». К счастью, на компьютере Дронова были открыты не скриншоты. Была открыта верстка. Это видео есть на Ютубе. Он мог показать, как эти кнопки живут, что они могут благодаря Ajax и динамическому HTML.
Ридус: В общих чертах ясно. Это будет старый добрый ЖЖ, но чище и просторнее. А что скажете тогда о Свете Иванниковой? Она не могла справиться с новыми задачами?
Антон Носик: Очень жалко, что Света ушла: с одной стороны, потому что Света с нами с осени 2006 года и она очень хороший, светлый и позитивный человек и прекрасный профессионал. Но когда человек уходит в собственный бизнес, и создает свое дело, а она ушла именно туда, это, в общем-то, логичная глава в жизни любого успешного наемного менеджера. Других примеров я не вспоминаю: человека, который состоялся как успешный менеджер, показал, что он успешно может организовывать процесс и руководить людьми, а после этого не начал бы в этом же качестве работать на себя. Это некий неизбежный процесс.
Я Свете, в том числе и в прямом эфире «Эха Москвы», говорил, что, мол, Света, если планы твои изменятся или если в твоем графике по собственному проекту найдется время на нас, я просто вам всегда рад. Я очень расстроен, что я возвращаюсь, а Светы не будет. Но это ее жизнь, у нее одна жизнь, как у любого из нас. И если она считает нужным, пусть делает свой проект.
Ридус: Про бизнес понятно, но почему был скандал с постом Паркера, в котором он Светлану оскорбил? Почему резонанс от ухода такой?
Антон Носик: Вы же понимаете, что Света Иванникова занимала место, на котором человек собирает все помидоры за действия и бездействия самых разных лиц организации. Вот есть такие расстрельные должности, где, что бы ни случилось, ты всегда будешь виноват. И существуют даже некоторые методики создания на пустом месте информационных поводов за счет обвинения таких людей.
Например, был у нас такой замечательный экономист Михаил Делягин, который объявил, что компания SUP по заказу Кремля отключит Живой Журнал на время проведения Русского Марша в 2007 году. И он, Делягин, хотя он полностью высосал это все из детородного пальца, сам представит доказательства. Для того, чего он добивался, чтобы его процитировали агентства и «Эхо Москвы», совершенно неважно было, представит он потом доказательства или нет. Это по-русски называется «прокукарекал, а там не рассветает». Бл**ь, вот такого рода обвинения, это… Ну, вот задидосили ЖЖ - это Света виновата. Или Дронов виноват. Или что-то не работает – это нарочно. Конфликтная комиссия кого-то засуспендила - это SUPовская цензура.
Ридус: Для чего все это делается?
Антон Носик: А очень просто. Это очень дешевый способ набрать медийные очки для людей, которым нечего сказать. И это, в общем, часть должности. И, если вы помните, первое, что случилось в ответ на наш приход SUPа на рынок, это было заявления Мицгола, что он выходит из ЖЖ в знак протеста против его захвата жидами. Ну ладно, вы скажете там, что Мицгол опыревший пещерный антисемит, но огромное количество людей из либеральной тусовки, из правозащитных кругов, из иммиграции, впали в ту же самую истерику с Мицголом в противоположную тему. Пока Мицгол вопил, что в ЖЖ жиды распнут сейчас все русское, либералы бились в истерике, что сейчас Кремль все купил и сейчас позакрывают все критичные к Путину блоги. Начнут сажать, мы отдадим все данные ФСБ, все пароли появятся на Горбушке.
Некто Евгений Морозов написал статью, что он в Herald Tribune назвал меня просто Иваном Грозным, убивающим своего собственного сына. Под сыном подразумевался ЖЖ, конечно, к появлению которого на русской сцене, как некоторые считают, я как будто причастен. Вы понимаете, что я привык. Сами знаете, что у меня на голове, поэтому я к объявлениям, что я пью кровь христианских младенцев, распял Христа и замучил слона в зоопарке, уже привык. И я не склонен обращать внимания большого на такого рода дискурс. А Света… Я не уверен, что ей было так же просто. А Паркер попытался догнать поезд.
Должен сказать, что настало время некую справедливость в отношении Светы восстановить в отношении ее самого скандального заявления. Иванникова якобы назвала пользователей ЖЖ у**анами. Помните, скандал был? А Света не называла пользователей ЖЖ у**анами. Света в фейсбуке комментировала запись, в которой директор по маркетингу ЖЖ Лина Удовенко, и ныне у нас работающая, рассказывала об анонимных звонках с угрозами, которые стали поступать ей на личный телефон ночью по поводу каких-то изменений дизайна в ЖЖ. И вот этих людей Света назвала у**банами. Согласитесь, никакого другого названия этим людям особо и не придумаешь. Но все, кто поленился пройти по ссылке и прочитать, о ком там, в первоисточнике, была речь, те радостно взвились, мол, вот как называют пользователей ЖЖ.
Ридус: Так, с этим разобрались. По планам ЖЖ теперь. Какие-то сейчас есть проблемы, требующие решения? Куда надо внедряться Живому Журналу?
Антон Носик: Вот есть одна точка, в которой нам придется напрячь свое воображение. Это мобильная платформа для ЖЖ. Нам надо справиться с проблемой, состоящей в том, что между форматом ЖЖ и форматом мобильности есть некоторый конфликт. То есть то, что вы готовы читать в мобильном виде, это некоторый такой поток, идеальным отображением которого является Твиттер.
В ЖЖ по-другому, но развитие мобильной платформы для ЖЖ – приоритетное направление. Соответственно, нам нужно как-то адаптировать ЖЖ для мобильных устройств так, чтобы это было клево и в кайф. Механически это сделать нельзя. Тут нужно придумывать. И мне кажется, что я сегодня придумал одну штуку, как решить эту проблему.
Я съезжу еще в Калифорнию, потом Дронов съездит в Калифорнию, поговорим, поймем, можно ли сделать так, как я придумал: уложить ЖЖ-формат в принципиально ему не подходящий мобильный формат. И уже тогда, если получится, я покажу и расскажу, в чем там суть.
Ридус: Будем ждать. Напоследок о том, когда же все это великолепие можно будет посмотреть, потрогать и убедиться, что ЖЖ стал лучше и приятнее? Были вроде разговоры, что новый дизайн появится уже в декабре.
Антон Носик: Он (дизайн – прим.ред.) будет внедряться медленно-медленно. И я сразу скажу, что новый дизайн ЖЖ – это две вещи по цене одной. Во-первых, это новый дизайн сервисных страниц, позволяющий в том же интерфейсе делать больше. А во-вторых, это возможность вам гораздо лучше и удобнее рулить и управлять вашим собственным дизайном, а также доменом. Хостингом. То есть ЖЖ превращается в платформу для того, что называется стендэлоном. Этот процесс мы тоже хотим возглавить.
У нас вообще-то конкурентов нет, но тут, когда речь идет о стендэлонах, они у нас как раз имеются. Это Wordpress. Но я знаю, что нам им противопоставить.
Ридус: Интересно, что?
Антон Носик: А вот вы представляете, сколько надо прикрутить плагинов к Wordpress, чтобы стало хотя бы отдаленно похоже на ЖЖ по функционалу. Если просто вы с нуля хотите, чтобы у вас тут было то же, что и в ЖЖ, вы ставите плагины. Голосовалка, ветвистые комментарии, чтобы все уходило в Twitter и Facebook при нажатии кнопки «publish», чтобы была кнопка «лайка» любой системы… Вот это я вам только начал перечислять все, что в ЖЖ вам дается автоматом.
Ридус: Так где же конкуренция? В чем Wordpress лучше?
Антон Носик: Потому что надо разобраться с Конфликтной комиссией (далее КК – прим.ред.) ЖЖ. Потому что она является серьезным фактором риска для людей, использующих ЖЖ как блог-платформу. КК напоминает пользователям, что ЖЖ – чужая площадка для них. Условно говоря, может зайти дядя и сказать: то, что ты пишешь, не отвечает моим представлениям о том, что тебе можно писать, поэтому я тебя баню. Вот с этим и правда надо разобраться.
Ридус: Какие-то шаги в сторону разбирательства с КК уже сделаны?
Антон Носик: Ну, когда я работал в тот раз, это все работало. Когда я был в SUPе, и КК по доносу взломщика суспендила человека, которого этот взломщик ломал, то я просто приходил и объяснял людям из КК, в чем там, собственно, история. Просто ведь это одна из наиболее распространенных ошибок комиссии – занимать не ту позицию в сущностном споре, в котором они ничего не понимают, потому что он ведется по-русски.
И нужен механизм, который позволит отменять суспенд вот в таких, скажем, случаях. Я не против персональных приговоров, когда это касается спамеров или взломщиков аккаунтов. Я не против того, чтобы некоторых людей выгоняли из ЖЖ пожизненно за определенного рода нарушения. Но при чем здесь взломанные нормальные люди? Вот эту проблему придется решать как—то в ручном режиме.
Ридус: Создать какой-то отдельный ресурс при SUPe для разруливания таких историй не планируете?
Антон Носик: Нет, упаси боже! Не надо никаких отделов. Abuse Team работает и разруливает по 350 жалоб и делает это так, что никаких проблем не возникает. Но вот обнаруживается такая проблема, как с известными людьми взломанными, которая требует ручной работки. И вот здесь надо пойти в Abuse Team и сказать: ребят, это вам не спамер, не хакер и не дрочер, а известный российских писатель, например.
Ридус: Совсем напоследок. Помните, была такая история, когда teh_nomad, кажется, рассказывал про дырку в работе КК. Он писал, что можно настрочить в комиссию письмо, что в каком-то посте используется фотография с нарушением авторских прав. И аккаунт тут же банят. Причем, речь идет и о тех случаях, когда снимки в блоге юзера этим же юзером и сделаны. Такие вопросы как решать?
Антон Носик: Вот когда вам присылает Abuse Team, заморозив аккаунт, что мол на тебя прислали такой-то донос, надо ответить так: нет, дорогие друзья, я являюсь автором данного произведения; или это произведение попадает по creative commons, а вот вам страница автора, а тот, кто написал донос, идет нах*й.
Другой вопрос, что если у вас какая-то картинка нарушила копирайт, ну хер с ним, засуспендите картинку, аккаунт-то зачем трогать. Ну и здесь надо говорить отдельно. Конечно же, аккаунты, которые были засуспенжены, не должны поступать в продажу. Потому что мало ли через какое время выяснится, что они были засуспенжены по ошибке.
Делать необратимым решение Abuse Team нельзя, потому что много раз менялось Policy и эти решения пересматривались. Это тот же аргумент, что и против смертной казни. Потому что смертную казнь нельзя отыграть назад, когда появятся реабилитирующие обстоятельства.