Здоровье

Аптечным сетям выпишут лекарство от жадности

1 6373

Неконтролируемый рост цен на лекарства, особенно в сегменте не жизненно важных лекарственных препаратов, — это заслуга аптечных сетей, заинтересованных в первоочередной продаже дорогих средств с высоким уровнем маржинальности.

В погоне за маркетинговыми бонусами и максимальной торговой наценкой фармацевты и провизоры превращаются в «коммерческих агентов». К такому выводу пришли во Всероссийском союзе пациентов (ВСП) по результатам недавнего исследования, проведенного экспертами организации. Аналогичные данные были получены и в ходе масштабного исследования от Pharmznanie.ru.

По словам председателя правления Московского городского научного общества терапевтов д. м. н. профессора Павла Андреевича Воробьева, провизоры не выполняют функцию независимого фармацевтического консультирования, порой необоснованно корректируют врачебные назначения, предлагают замены препаратов. Доходит даже до того, что при подборе препарата в аптеке провизоры предлагают замены на основе другого действующего вещества, что может быть опасно для здоровья, говорит эксперт.

«Это уже не фармацевты, а коммерческие агенты, получающие бонусы за продажу или рекомендации коммерчески выгодных препаратов, так как система баллов встроена в систему мотивации фармперсонала», — добавил П. А. Воробьев.

О важности не жизненно важных лекарственных препаратов

Все лекарственные средства в России по закону делятся на жизненно важные (на них приходится 45% реализуемых лекарств в упаковках) и не жизненно важные (55% реализации). Ценообразование в первой группе регулируется государством путем регистрации предельных отпускных цен производителей на федеральном уровне и установлением максимальных оптовых и розничных надбавок на региональном уровне. А во втором сегменте вопросы ценообразования отданы на откуп рынку и зависят от политики коммерческих организаций — аптечной розницы, которая на 81% представлена аптечными сетями.

Эксперты говорят, что в настоящее время наблюдается тенденция стремительной монополизации рынка крупными игроками. Так, с 2014 года доля топ-3 выросла в три раза по числу аптечных точек и в 3,5 раза по обороту. В общей сложности на десять самых крупных сетевых аптечных компаний приходится более половины всего оборота лекарственных средств, реализуемых в рознице. В то же время при формировании ассортимента аптечные сети руководствуются коммерческой политикой, наличием маркетинговых контрактов с производителями и уровнем доходности, а не реальными потребностями пациентов.

«Из-за таких тенденций из ассортимента аптечной сети могут быть выведены необходимые препараты, что формирует огромные риски в области доступности лекарств», — отмечает П. А. Воробьев.

Итогом такой политики становится, во-первых, опережающий все разумные границы рост цен в сегменте не-ЖВЛП за последние три года — в среднем на 44%* (в регулируемом государством сегменте ЖВЛП рост цен за аналогичный период существенно ниже — 21%*), а во-вторых, отсутствие на прилавках многих недорогих и эффективных лекарств, что в целом снижает уровень доступности лекарственных средств для населения.

Стоит ли доверять советам провизоров

Результаты масштабного исследования платформы Pharmznanie.ru показали, что только треть фармацевтических работников отпускают препарат с торговым наименованием, который запросил покупатель, 70% рекомендуют препарат на свое усмотрение, при этом 17% советуют препараты, включенные в рекомендацию офиса аптечной сети.

Аналогичная ситуация при замене препарата: 25% фармацевтов отметили, что в рамках замены лекарственного средства чаще советуют препараты, включенные в рекомендации офиса сети. При этом фармацевты, работающие в аптечных сетях, заменяют препарат на рекомендованный офисом данной аптечной сети в 55% случаях.

По исследованиям ВЦИОМ, примерно в трети случаев пациенты, нуждающиеся в медикаментозной помощи, прямиком отправляются в аптеку, минуя врачей. По сути, консультанты в аптеках становятся заменой первичного врачебного приема. И законом это не запрещено.

Профессиональным стандартом «Провизор», утвержденным соответствующим приказом Минтруда, установлено, что одной из функций провизора является «информирование населения о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента». Помимо продажи товаров надлежащего качества, провизор должен консультировать покупателей с точки зрения «рационального применения лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения» (Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»).

Вместо этого, как показало уже другое исследование Всероссийского союза пациентов, провизоры и фармацевты при обращении за консультацией примерно в каждом пятом случае не задают покупателям никаких уточняющих вопросов, в каждом третьем не уточняют симптомы и особенности их самочувствия и в подавляющем большинстве (почти 70%) не выясняют предпочтения в отношении препарата.

Ещё в 2016 году по результатам совместного исследования ВЦИОМ и компании Bayer стало ясно, что россияне мнению фармацевтов доверяют: более 60% опрошенных тогда признались, что при выборе безрецептурных препаратов руководствуются рекомендациями, полученными в аптеках.

П. А. Воробьев отметил, что формирование на рынке условий, в которых фармацевт становится «коммерческим агентом, мотивированным рекомендовать населению конкретные торговые марки, подрывает этические и законодательные основы профессии и потенциально может нанести вред здоровью пациента».

Эксперт от лица врачебного сообщества призывает отрегулировать работу аптечных сетей во благо здоровья граждан нашей страны.

По итогам состоявшегося недавно экспертного совета по вопросам регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Комитета Государственной думы по охране здоровья на тему «Розничный фармацевтический рынок России: текущее состояние, актуальные вопросы, предложения по развитию аптечного сегмента» было принято решение направить соответствующие предложения на рассмотрение в Госдуму.

* Рост средней цены в 2022 году к средней цене в 2019 году.